Почему подростки вызывают столько проблем и как родители должны им помогать

Я такая же личность, как и мой отец, мать…

В этой статье рассказывается, чем отличаются подростки от детей другого возраста, и о главных противоречиях подросткового возраста.

Когда мы были подростками, нам казалось, что мы такие же взрослые, как и наши родители. Наравне…

Но на самом деле подросток ещё не умеет мысленно углубляться в суть фактов, явлений. Его оценка добра и зла прямолинейна и эмоциональна (у подростка она вызывает бурную реакцию).

Он склонен к поспешным выводам и обобщениям.

В подростковом периоде всё, что совершается вокруг, глубоко волнует личность, становится личным интересом.

Отсюда и несоответствие с тем, что он видит в жизни с тем, что он слышит.Почему подростки вызывают столько проблем и как родители должны им помогать

Первое противоречие подростка.

С одной стороны: непримиримость к неправде, злу,  готовность вступить в борьбу с малейшим отклонением от истины и с другой стороны: неумение разобраться в сложных явлениях жизни.

Здорово, что у подростка есть непримиримость со злом. Значит, у него есть идеал доброты, и поэтому всё, что принижает его представление, вызывает в нём ненависть.

Что делать нам с этим противоречием?

Важно не сдерживать эту реакцию.

В огне юности вырабатывается характер человека (К.Д.Ушинский).

Когда подросток высказывает свой взгляд на отрицательное явление нашей жизни, мы имеем дело с формированием характера. Нужно помочь разобраться с его мыслями, самим зажечься этим огнём реакции. Нужно стать ему единомышленником (это великая сила в воспитании).

Если гасить эту реакцию, то в ребёнке можно воспитать равнодушие и лицемерие. Спокойная рассудительность и предусмотрительность воспитывают обывателя, равнодушного ко всему, что происходит вокруг.

Мир должен входить в сердца детей так, чтобы в них не оставалось спокойного уголка.

Эмоциональная спячка опасна для подростков. Там, где эмоции не принимают участия в познании, воспитание не становится самовоспитанием. И даже если истины будут понятны человеку, они не станут его убеждениями.

Чтобы слова доходили до ума подростка, нужно всегда разжигать огонёк эмоциональной оценки окружающего мира.

Нужно вслушиваться в то, что волнует и тревожит подростков. Беспристрастность — плохой воспитатель.

Подросток в мире общественной жизни должен уметь правильно определить свою позицию. С нашей помощью он должен найти правильный путь борьбы за утверждение самого себя.

Второе противоречие.

Подросток хочет быть хорошим и стремиться к идеалу, в то же время не любит, чтобы его воспитывали, не терпит той «оголенности» идеей.

Истина становится дорогой, если ребёнок прикладывает усилия и сам её находит.

Сердце должно увлечься примером настоящей моральной красоты.

Воспитание подростков, как и взрослых, совершается тогда, когда есть самовоспитание.

А самовоспитание — человеческое достоинство в действии.

Настоящее мастерство воспитания подростка — дать ему возможность самому подумать, как воспитывать себя, как стать лучше, как бороться за самого себя, преодолевая трудности, переживая радость победы.

Нельзя быть «бессловесным» обьектом воспитания, когда никто не интересуется личными причинами предосудительного поступка.

Что делать?

Нельзя ставить шаблон: виноват — не виноват. Есть миллион обстоятельств. Нужно видеть духовное развитие подростка в перспективе.

Каждый хочет, чтобы о нём думали хорошо и говорили хорошо. В этом и есть воспитательная сила. Каждый должен показывать себя с лучшей стороны. И чтобы в его душе сохранились чувства, что о нём думают с лучшей стороны.

Третье противоречие.

Желание самоутвердиться и неумение это сделать.

Подросток делает открытие: моральное достоинство человека, его место в обществе, успехи в труде.

Подростку хочется быть личностью.

Стреляние к самоутверждению вызывает порыв внутренних духовных сил. Он ощущает потребность действовать. Но нужна цель. Нужны волевые усилия, преодоление трудностей. Он должен вырасти в собственных глазах.

Искусство воспитания подростков: увлечь их романтикой борьбы.

Что делать?

Перед детьми, только начинающими жить, есть ещё много зла: невежество, лень, эмоциональное бескультурье, примитивизм, эстетическая убогость, суеверие, эгоизм, преобладание инстинктов. Перед ребёнком открывается бескрайнее поле духовной борьбы.

Наша задача: учить подростков утверждать самих себя. Нет универсального средства. Самоутверждение должно стать сутью жизни.

В годы отрочества подросток больше всего чувствует потребность в помощи и совете. Нужен умный и чуткий духовный наставник.

Четвертое противоречие.

Есть глубокая необходимость в совете и помощи и есть нежелание обратиться к старшему.

Тут таится желание подростка действовать самостоятельно, желание выразить себя.

Ведь бывает так, что подросток одинок, хотя вокруг него люди. Одиночество среди людей опасно.

Никто не знает, чем живет подросток. Не знают, какие у подростка интеллектуальные интересы, какое место в его жизни занимают умственный труд, книга, искусство.

Наставником подростка станет тот, кто переживает те же чувства, живет теми же идеями, увлекается теми же ценностями, что неосознанно хочется искать и подростку.

Родителей и подростка должны волновать одни и те же мысли.

Духовная общность: я повторяю себя в своём ребёнке, вижу в нем свои стремления и идеалы. Если мне удалось вложить в его душу то, что есть в моей душе, он придёт ко мне за советом и помощью, раскроет своё сердце.

Пятое противоречие

Много желаний и ограниченность сил, опыта, возможностей для их осуществления.

Внимательный взгляд на человека: подростка интересуют люди, которые утвердили свою личность в подвиге, труде, науке, искусстве.

Отсюда множество увлечений и непостоянство интересов.

Ему говорят: «не разбрасывайся, думай об учебе». Отсюда берёт начало негативизм — стремление делать всё наперекор разумным советам.

Как же создать гармонию между желаниями и его способностями?

Непостоянство увлечений — это поиски. Нужно в них помогать. Но не активнымвмешательством.  Иначе подросток будет делать всё наперекор, проявляя показную уверенность, желая прикрыть свою беспомощность решительностью.

Лишь бы его не считали полноценным.

Нужно, чтобы одно из чего увлечений стало стойким. Должно быть сознательное взвешивание свои сил и возможностей.

Должна быть культура желаний и интересов. Не просто поиски средств предотвратить безделье, а чтобы в результате достижения успехов выработалось уважение к своей личности.

Ведь не главное, что дети увлечены. Важно, чем они увлечены. Должен быть рост, движение, развитие.

Шестое противоречие.

Показное отрицание авторитетов, увлечение идеальным и сомнение в том, что идеальное может быть в нашей будничной жизни.

Любую идею и мечту нужно заботливо беречь. Не должно быть много слов об идеальном.

Нельзя превращать святые истины в мелкую разменную монету.

Нельзя проводить параллели между детскими шалостями и требованиями к идеальной нравственности. Должен был моральный ориентир, чтобы о нем ребёнок больше думал, а меньше говорил.

Седьмое противоречие.

Презрение к эгоизму и чувствительное самолюбие. 

Нужен большой такт в общении с ребёнком. Должно быть развитие здорового честолюбия: уважение и строгость к себе.

Нужно правильно утвердить в ребёнке то,чем он имеет право гордиться (нравственное достоинство), а чем гордиться нельзя. Нельзя гордиться тем, что он лучше других что-то делает…

Пусть каждому будет, чем гордиться.

Восьмое противоречие.

Удивление перед неисчерпаемостью науки, желание много знать, переживание вдохновения, радости интеллектуального труда и в то же время поверхностное, легкомысленное отношение  к учебе, своим повседневным заданиям. 

Это отражает противоречивый характер самоутверждения в сфере интеллектуальной жизни. Чем богаче интеллектуальная жизнь, тем дальше от взгляда простирается горизонт науки; чем больше знает подросток, тем глубже осознаёт, как мало он знает.

Интеллектуальные интересы подростка должны находить удовлетворение в познании богатств науки.

Утвердить себя в сфере мысли, интеллектуальной жизни — значит увидеть в повседневном учебном труде не только обязанность, но и духовную потребность.

Это полностью зависит от учителя.

Настоящий педагог никогда не должен забывать, что он руководит интеллектуальным самоутверждением подростка. Нужно чтобы ребёнок был не просто потребителем знаний, а пытливым исследователем.

До 5 класса детям даём информацию в обобщенном виде, а после уже подходим индивидуально к каждому.

 У подростка идёт перестройка мышления.

Детская образность и конкретность мысли уступают место абстрактному мышлению.

Начинает мыслить понятиями, мир открывается с новой стороны. Пытается понять мир логически, но мир сложен.Делает ошибочные выводы из-за своей прямолинейности суждений.

Ошибочны выводы о вещах и о самом себе, из-за преувеличения своих недостатков или достоинств. Отсюда странное переплетение уверенности в своих силах и неудовлетворенности собой.

В особенностях мышления подростков кроется подростковый негативизм. Негативизм начинается с возражений. Нужно, чтобы ребёнок себя ощущал исследователем и мыслителем. Не преподавать готовые знания ребёнку, а учить мыслить.

Девятое противоречие.

Романтическая восторженность и грубые выходки, моральное невежество,восхищение красотой и ироническое отношение к красоте.

Ошибочно то, что подросткам свойственна жестокость. Просто у них происходит качественная перестройка взаимодействия ума и эмоционального мира.

Что делать?

Должна быть романтическая увлечённость, удивление духовным величием человека — это облагораживает чувства, воспитывает тонкость натуры.

Но подросток стыдится своих чувств.

И тонких чувств он разглядеть не может.

Он ощущает прилив физических сил, ему хочется утвердить себя в деятельности, которая зависит от физической выдержки. Но нельзя забывать об эмоциональной культуре воспитания. Подростки могут запомнить человека огромной физической силы, а вне сознания оставить тонкие чувства и переживания.

Воспитание того, что можно назвать честностью наедине с собой, невозможно  без единства эмоционального и умственного контроля над своими действиями. Этот контроль — важная сторона самодисциплины.

Эти противоречия невозможно убрать. Но можно их сгладить, ослабить. Опасно их усугубить, что приведёт к конфликту.

Общая их особенность — несоразмерность между желанием, стремлением к самоутверждению и умением его осуществить. Чтобы эти противоречия не приводили к конфликтам, нужно воспитывать в подростке зрелость мысли, идейную целенаправленность и стойкость.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Безнадёжный романтик
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: