Как заставить детей самообразовываться и почему выученные уроки — это ещё не успех

Многие рассказывают о том, что их дети занимаются самообразованием: сам читает, сам всё изучает, лучше, чем в школе себя готовит…

А когда спрашиваешь, что такое самообразование, что же оно в себя включает, молчат.

Мне, как маме, захотелось разобраться в этом.

Самообразование включает в себя две вещи:

  1. Комплектование личной библиотеки 
  2. Умственный труд дома, наедине.

Не у каждого дома есть библиотека, не каждый читает книги, что уж говорить о детях. Но у ребёнка нужно вырабатывать страсть к книге, ребёнок должен захотеть собрать свою библиотеку любимых авторов.

Важно, чтобы и родители думали о личных библиотеках их детей, помогали собирать.

У каждого ребёнка должна быть своя жизнь в мире книг.

Тезисно скажу о том, почему важно подростку остановиться на каком-то одном увлечении или интересе.

Наши склонности и призвание не формируются в определенный период нашего возраста: эта сфера постоянно развивается. Но для подростка полезно углубиться в одну область человеческих знаний.

Без ограничения сферы деятельности нельзя ни в одной области совершить ничего значительного. (К.Маркс)

Разумное ограничение ведёт не к ограничению, а к гармоничному всестороннему развитию. Это стимул самопознания и самовоспитания.

Без самостоятельного чтения невозможен сознательный выбор жизненного пути.

Как заставить детей самообразовываться и почему выученные уроки - это ещё не успех

Интеллектуальная жизнь ребёнка должна быть тесно связана с творческими и трудовыми интересами.

Самообразование — это единство овладения знаниями на уроках и самостоятельной работой дома над книгой, в которой выражается длительный процесс становления склонностей, способностей, призвания.

Выучить уроки — это ещё недостаточно.

Если домашняя работа просто сводится к подготовке уроков, то не может быть речио многогранных умственных интересах, об осмысленном выборе жизненного пути, о любви к знаниям.  Большая частьдомашней работы должна быть чтение по личному выбору и меньшая  часть — чтение учебников.

В младшем возрасте должны быть выработаны прочные привычки и самодисциплина. В подростковом возрасте все достигнутое в детстве закрепляется.

Нужно побуждать детей к волевым усилиям, подгонять их словами «попробуй, сначала сделай одно, закончи работу». Научить их преодолевать себя.

Как же заставить ребёнка «самообразовываться»?

Потребность к самообразованию должна формироваться на основе интересов и увлечений.

Как пробуждается интерес к чему-то? Первая искра заинтересованности выражается в том, что человек узнает больше, чем требует программа», и стремится знать ещё больше.

Если умственный труд ребёнка ограничивается выполнением домашнего задания, то, когда ребёнок выучивает урок, то считает, что цель достигнута… Можно расслабиться, я сделал всё, что требовалось…

Если у ребёнка не всё получается, нужно помогать ему. Он не должен чувствовать себя неполноценным, обездоленным в интеллектуальном развитии. Иначе он станет замкнутым, настороженным, несчастным, жестоким.

Самообразование — это не механичное пополнение знаний, замкнутость и оторванность от людей, а живые человеческие взаимоотношения.

Важно, чтобы перед человеком открывался другой человек, как большое духовное богатство. Суть отношений — обмен знаний и умениями. Передавая свои знания людям, человек познает других людей и себя.

Рассказывая другим, человек переживает радость отдачи своих духовных сил.

Детям полезно общаться с людьми помладше и постарше.

Настоящая самодеятельность возможна тогда, когда между старшими и младшими есть интеллектуальные взаимоотношения: мысль старшего рождает живой отклик в мыслях младшего, старший учит младшего видеть и понимать мир.

  • Ляль, смотри. Так, Ляля, это снег. Его нельзя есть.

Интеллектуальные отношения становятся возможными тогда, когда  у старших и младших есть общие духовные интересы.

Свой жизненный опыт, знания, умения подростки хотят передать детям, переживая в этом самоутверждение.

Чем тоньше психологические отношения, тем глубже пробуждается у старшего чувство уважения к себе оттого, что он является другом, наставником младших.

С маленькими детьми они чувствуют себя смелее, мыслят ярче. Для них хочется быть лучше, идеалом.

Нельзя представить полноценный детский труд без активного обмена духовными ценностями. Эти отношения — условия духовной потребности (жажды знаний).

Общение со взрослыми — сложнейшая форма духовного общения с другими людьми.  Ещё больше разжигает интерес к знаниям.

Подведём итоги.

Самообразование, с чего начинать?

  • Любовь к книге;
  • Ограничение в конкретных знаниях;
  • Умственный самостоятельный труд;
  • Интеллектуальные общение с младшим и старшим поколением;
  • Передача своих знаний другим.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Безнадёжный романтик
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: