Многие рассказывают о том, что их дети занимаются самообразованием: сам читает, сам всё изучает, лучше, чем в школе себя готовит…
А когда спрашиваешь, что такое самообразование, что же оно в себя включает, молчат.
Мне, как маме, захотелось разобраться в этом.
Самообразование включает в себя две вещи:
- Комплектование личной библиотеки
- Умственный труд дома, наедине.
Не у каждого дома есть библиотека, не каждый читает книги, что уж говорить о детях. Но у ребёнка нужно вырабатывать страсть к книге, ребёнок должен захотеть собрать свою библиотеку любимых авторов.
Важно, чтобы и родители думали о личных библиотеках их детей, помогали собирать.
У каждого ребёнка должна быть своя жизнь в мире книг.
Тезисно скажу о том, почему важно подростку остановиться на каком-то одном увлечении или интересе.
Наши склонности и призвание не формируются в определенный период нашего возраста: эта сфера постоянно развивается. Но для подростка полезно углубиться в одну область человеческих знаний.
Без ограничения сферы деятельности нельзя ни в одной области совершить ничего значительного. (К.Маркс)
Разумное ограничение ведёт не к ограничению, а к гармоничному всестороннему развитию. Это стимул самопознания и самовоспитания.
Без самостоятельного чтения невозможен сознательный выбор жизненного пути.
Интеллектуальная жизнь ребёнка должна быть тесно связана с творческими и трудовыми интересами.
Самообразование — это единство овладения знаниями на уроках и самостоятельной работой дома над книгой, в которой выражается длительный процесс становления склонностей, способностей, призвания.
Выучить уроки — это ещё недостаточно.
Если домашняя работа просто сводится к подготовке уроков, то не может быть речио многогранных умственных интересах, об осмысленном выборе жизненного пути, о любви к знаниям. Большая частьдомашней работы должна быть чтение по личному выбору и меньшая часть — чтение учебников.
В младшем возрасте должны быть выработаны прочные привычки и самодисциплина. В подростковом возрасте все достигнутое в детстве закрепляется.
Нужно побуждать детей к волевым усилиям, подгонять их словами «попробуй, сначала сделай одно, закончи работу». Научить их преодолевать себя.
Как же заставить ребёнка «самообразовываться»?
Потребность к самообразованию должна формироваться на основе интересов и увлечений.
Как пробуждается интерес к чему-то? Первая искра заинтересованности выражается в том, что человек узнает больше, чем требует программа», и стремится знать ещё больше.
Если умственный труд ребёнка ограничивается выполнением домашнего задания, то, когда ребёнок выучивает урок, то считает, что цель достигнута… Можно расслабиться, я сделал всё, что требовалось…
Если у ребёнка не всё получается, нужно помогать ему. Он не должен чувствовать себя неполноценным, обездоленным в интеллектуальном развитии. Иначе он станет замкнутым, настороженным, несчастным, жестоким.
Самообразование — это не механичное пополнение знаний, замкнутость и оторванность от людей, а живые человеческие взаимоотношения.
Важно, чтобы перед человеком открывался другой человек, как большое духовное богатство. Суть отношений — обмен знаний и умениями. Передавая свои знания людям, человек познает других людей и себя.
Рассказывая другим, человек переживает радость отдачи своих духовных сил.
Детям полезно общаться с людьми помладше и постарше.
Настоящая самодеятельность возможна тогда, когда между старшими и младшими есть интеллектуальные взаимоотношения: мысль старшего рождает живой отклик в мыслях младшего, старший учит младшего видеть и понимать мир.
- Ляль, смотри. Так, Ляля, это снег. Его нельзя есть.
Интеллектуальные отношения становятся возможными тогда, когда у старших и младших есть общие духовные интересы.
Свой жизненный опыт, знания, умения подростки хотят передать детям, переживая в этом самоутверждение.
Чем тоньше психологические отношения, тем глубже пробуждается у старшего чувство уважения к себе оттого, что он является другом, наставником младших.
С маленькими детьми они чувствуют себя смелее, мыслят ярче. Для них хочется быть лучше, идеалом.
Нельзя представить полноценный детский труд без активного обмена духовными ценностями. Эти отношения — условия духовной потребности (жажды знаний).
Общение со взрослыми — сложнейшая форма духовного общения с другими людьми. Ещё больше разжигает интерес к знаниям.
Подведём итоги.
Самообразование, с чего начинать?
- Любовь к книге;
- Ограничение в конкретных знаниях;
- Умственный самостоятельный труд;
- Интеллектуальные общение с младшим и старшим поколением;
- Передача своих знаний другим.