Ребёнок и искусство. С чего начинать знакомство

Одной из главной причин равнодушия к учебе, а также нежелания учиться является отсутствие или убогость творческого начала у подростков. Подростку для учебы уже не нужны те стимулы, которые раньше подгоняли его к знаниям: похвала, поощрения, выполнения желаний мамы. То есть те стимулы, которые помогают маленьким детям.

Подросток хочет выразить себя, не только в результатах учебы, но и во внутреннем духовном мире. Он не хочет быть пассивным потребителем, он хочет быть творцом. Творческое вдохновение трудом — важное условие полноты его духовной жизни. Это потребность, в которой личность находит счастье. Без творчества нельзя представить жизнь подростков. Без творческого начала детям сложнее справиться с трудностями. Вот что пишет об этом Сухомлинский.

Ребёнок и искусство. С чего начинать знакомство

Искусство — это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу.

Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного.

Искусство имеет исключительное значение в годы становления человека. Познавая, подросток должен чувствовать себя счастливым человеком, переживать полноту творческих сил.

Человек должен постигать прекрасное для себя. Ценности искусства должны стать духовной потребностью подростка, чтобы в свободное время они стремились себя наполнить трудом души — постижением прекрасного.

Ребёнок и искусство. С чего начинать знакомство

С чего начинается вхождение подростка в мир искусства?

Со слова.

Самое доступное и самое могучее искусство — это художественная литература.

Первый шаг в мир прекрасного — это познание красоты слова.

Слово — способ воспитания утончённых чувств.

Слово должно стать для ребёнка источником и средством познания прекрасного и в то же время выражением своего духовного богатства (красота поэзии).

Для постижения эмоциональной окраски слова важно путешествовать с детьми к источникам родного слова.

Постигая красоту слова, подросток начинает испытывать отвращение ко всему уродливому и злому.

Чтобы слово вошло в духовный мир воспитанников, это должно стать духовной потребностью родителя или учителя.

Это преддверие не только искусства, это начало полноценной интеллектуальной жизни подростка. Это развитие внимательности и любознательности.

Познание слова несёт в себе энергию мысли.

Большое значение имеет художественный рассказ для детей. Важна высокая эмоциональная и эстетическая культура самого рассказчика. Иначе есть риски сползти к искусственной эмоциональности.

Художественный рассказ оттачивает чувствительность юных сердец к злу, неправде, темным сторонам жизни, пробуждая непримиримость к тому, что противоречит идеалу.

Через художественный рассказ детям раскрывается подтекст, философская сторона произведения — то, что почти никогда не выражается словами, но должно взволновать. В подтексте — вся глубина и сила эмоционального влияния.

Восхищение стойкости и мужеством другого человека — это непременное условие видения самого себя. Без ощущения сердцем нравственного величия не может быть речи о совести и самовоспитании.

Средством воспитания чувств является не только лирика и проза.

Детям нужно учиться ощущать музыкальное звучание слова в стихе.

Жизнь в мире книг начинается с того, что у детей появляется желание перечитать строки, в которых нет очерченного сюжета, но есть мысли и чувства автора.

Стихи открывают детям те уголки души, про которые не рассказать никакими пояснениями.

Поэтическое слово о любви, верности и преданности — могучая сила, облагораживающая юную душу. Никакими разъяснениями не донесёшь до юных сердец всей красоты чувства любви к человеку так, как поэтическим словом.  Особенно нужно знакомить детей в годы отрочества с поэтической лирикой.

Познание красоты любви возможно лишь тогда, когда человек обожествляет самое сокровенное в мире — женщину, мать, рождение ребёнка.


Ребёнок и искусство. С чего начинать знакомство
Музыка тесно связана с духовной поэзией, является следующим этапом в духовном развитии человека.

Музыка — язык чувств.  Тончайшие оттенки переживаний, недоступные слову, передаёт мелодия.

Наша задача сделать язык чувств доступным ребёнку, научить владеть этим языком, слушать и пользоваться им как средством самовыражения.

Начинать знакомство нужно с музыки природы, с познания красоты звуков вокруг. Это азбука перед познанием настоящей музыки.

Самое трудное — это говорить о музыке. Но слово должно быть эмоциональном стимулом, которое пробуждает чувствительность к музыке.

Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, то, что отражается в нашей эмоциональной памяти. Далее при помощи слов создать картину, которая пробуждала воспоминания о пережитом и настраивала на восприятие музыки.

Это и народные песни, классика.

Ребёнок и искусство. С чего начинать знакомство

Живопись — ещё одно окошко, через которое человек постигает благородное видение мира. Живопись утверждает чувство величия и красоты человека.

Рассматривание картин — такой же сложный способ эмоционально-эстетического влияния, как и музыка.

В детские годы конкретность и образность мышления осложняют детям раскрытие обобщающего содержания картины. На картине «Рожь» ребёнок видит только рожь. А чтобы он увидел больше (мир человеческих чувств), нужна подготовительная работа.

Азбукой познания живописи является наблюдение за природой. Духовная жизнь ребёнка и природы должны связываться всеми нитями.

Важно, чтобы источником мыслей и чувств было познание явлений природы, ее красоты. У ребёнка должно появиться в природе что-то своё, личное. Тогда он готов к следующему этапу в познании картин.

Рассматривания картин — углубленное познание вещей и познание мира чувств. Есть картины, пока недоступные детям, а есть и те, которые можно рассматривать всю жизнь и каждый раз находить в них что-то новое. Повторное рассматривание картин обогащает, развивает эмоциональную память, развивает обострённость к восприятию красоты.

Именно благодаря повторному восприятию изобразительное искусство входит в духовную жизнь ребенка.

Поэтому с каждым новым периодом развития ребёнка добавляются все новые произведения и повторно рассматриваются те, которые уже рассматривались.

Картины нужно рассматривать в разные времена года: контраст между тем, что рассматривается и тем, что совершается в данный момент, является добавочным стимулом, открывающим источники эмоциональной памяти.

Каждая встреча с красотой должна оставлять в сердце ребёнка капельку радости. В переживании радости огромная притягательная сила искусства.

Портретная живопись именно в подростковом возрасте оказывает сильное влияние на эмоциональное и интеллектуальное развитие. Это воспитание способности чувствовать человека.

Самое сложное в воспитании — это развитие эмоциональной чувствительности и чуткости к мыслям и чувствам другого человека.

Глаза — зеркало мыслей и чувств.

Картины и скульптуры представляют собой целую школу эмоционально-эстетического воспитания.

Когда в юношескую душу невнятно стучат первые ветры неосмысленных желаний и порывов, очень важно раскрыть всю глубину красоты женщины как высшего воплощения общечеловеческой красоты.

Важно, чтобы дети обожествляли красоту женщины, относились к ней, как к чему-то идеальному, неприкосновенному. Чтобы в девочках утвердилось чувство целомудренности и интимности. Никакие моральные поучения это не утвердят, если рядом со словом не будет стоять искусства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Безнадёжный романтик
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: