Нужны ли шахматы ребёнку и чем их можно заменить? Важность «шахматных ходов» для детей

Задумывались ли вы, почему все известные педагоги настоятельно рекомендуют детям играть в шахматы? Меня этот вопрос очень долго мучил. Стоит ли отдавать ребёнка в шахматы, можно ли чем-то заменить их… И какая польза от этой игры?

Наконец, я нашла ответ для себя.

Как мышцы укрепляются и развиваются от физических упражнений, в процессе преодоления трудностей, так и для формирования и развития мозга необходимы труд и напряжение. То есть нужно просто представить, что нашему мозгу нужен свой «спортзал».

Мозг ребёнка развивается и крепнет благодаря сложному внутреннему процессу возбуждения энергии клеток, которое происходит в момент установления многогранных связей между предметами и явлениями окружающего мира — причинно-следственных, временных, функциональных. Когда ребёнок пытается осмыслить сущность непонятных для него связей, в клетках коры его мозга как бы напрягаются те мышцы, сила которых и становится разумом.

Работа человеческого мозга прерывна. Возбуждение, вызванное потоком информации, возникает то в одной, то в другой группе клеток коры. Мысль переключается с одного объекта на другой. Способность переключать мысли — главная предпосылка хороших умственных способностей. Когда ребёнок думает — за секунду мысль переключается с одного объекта на второй, третий… Так быстро, что мы не замечаем этих переключений.

Какие упражнения пробуждают внутреннюю энергию мозга, стимулируют игру сил «умственных» мускул?

Это задачи на сообразительность.

Это есть и в вещах и явлениях окружающего мира.

Нужно обратить внимание ребёнка на явление, добиться, чтобы он увидел непонятные или скрытые для него связи, чтобы у него возникло стремление понять истину.

В окружающем мире — тысячи задач. Это рассказы-загадки. Решение  задач такого рода — это как умственный труд во время шахматной игры.

С одного берега на другой надо перевезти волка, козу и капусту. Одновременно нельзя ни не перевозить, ни оставлять на берегу волка и козу, козу и капусту. Можно перевозить только волка с капустой или же каждого пассажира в отдельности. Можно сделать сколько угодно рейсов: как перевезти их, чтобы все было благополучно.

Нужны ли шахматы ребёнку и чем их можно заменить? Важность «шахматных ходов» для детей

И в моём детстве был задачник с задачами на логику. А дня своих детей я обязательно найду несколько таких задачников.

Задачи-загадки:

«Соколы и дубы»: прилетели соколы, сели на дубы. Если по одному сядут на дуб, то останется один сокол, если по два, то останется один дуб. Сколько всего соколов и сколько дубов?

«Головы и ноги»: во дворе ходят куры и прыгают кролики, всего 10 голов и 24 ноги. Сколько всего кроликов и сколько кур?
Нужны ли шахматы ребёнку и чем их можно заменить? Важность «шахматных ходов» для детей

Сказки-загадки — незаменимое средство тренировки ума. Решая каждую из них, нужно помнить от 2 до 4 предыдущих и последующих «шахматных ходов».

 Не все обладают способностью мгновенно переключать мысль от одного объекта к другому, что осознается субъективно как умение удержать в памяти все составные элементы задачи, мысленно охватить несколько «шахматных ходов».

Ребёнок не умеет мыслить, если он не может охватить в одно и то же мгновение мысленным взором то, что представляет  сейчас и то, что  представлял несколько мгновений назад.

Прежде всего надо научить детей охватывать мысленным взором ряд предметов, явлений, событий, осмысливать связи между ними. От углублённого взгляда на сущность одного предмета ребёнок должен постепенно переходить ко взгляду на ряд предметов как бы издали, на расстоянии.

Неумение осмыслить задачу — следствие неумения абстрагироваться, отвлекаться от конкретного. Надо учить мыслить абстрактно.

Зубрежка ещё больше отупляет мысль. Почему нити мысли слабы и могут часто обрываться?

В раннем детстве, если ребёнок мало задумывался над связями между предметами и явлениями. Это следствие невнимательности,  безразличия взрослых к культуре детского мышления.

Один раз ребёнок спросил у взрослых «Почему?» — и не получил ответа, другой раз вопрос остался без ответа. Равнодушие взрослых ослабляет тончайшие нити, которым бы в эти годы именно крепнуть и крепнуть.

Ещё одна причина отрицательной особенности мышления: бедность эмоциональной реакции детей на явления окружающего мира (ослабляются эмоциональные импульсы из подкорки).

Мысль и память должна развиваться в неразрывном единстве.  Для решения задач полезно прибегать к рисункам или схемам. Решение задач: соревнование настойчивости, трудолюбия, усидчивости
Нужны ли шахматы ребёнку и чем их можно заменить? Важность «шахматных ходов» для детей

Нужны ли шахматы?

В воспитании культуры мышления большое место отводится шахматам. Это дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память (дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет). Шахматы открывают математическое мышление. Появляется острота, цепкость мысли.

Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы — один из элементов умственной культуры (Сухомлинский).

Необязательно водить детей на серьёзные соревнования по шахматам, достаточно играть всей семьей по выходным в эту полезную игру.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Безнадёжный романтик
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: