Игры для развития мозга ребёнка

Поделюсь полезной информацией от нейропсихолога Елены Глебовой, которая объясняет, почему ребёнку всегда лучше играть в футбол, чем просто бегать.  Физические упражнения развивают не только силу и выносливость, но и мозг.

С самого рождения любая физическая активность для ребёнка полезна.

Физическая активность стимулирует развитие мозга.

Но определенные двигательные  навыки по-разному стимулируют этот процесс.

Сложнокоординационные виды деятельности напрямую влияют на интеллектуальные способности человека (это и игры в футбол, теннис, прыжки на прыгалке).

Когда ребёнок тренируется, он занимается самокоррекцией.

При освоении сложных координационных движений работает не тело, а, прежде всего, мозг. Мозг всегда экономит ресурсы: одна зона или мышца работает, другие — отдыхают. У нетренированных детей мозг устаёт раньше, ограничен ресурс. Истощены силы, мозг работает в режиме экономии энергии (поэтому такие дети устают быстрее, когда ещё урок не закончился).

У тех, кто обрёл навыки в сложных движениях,  в мозге уже сформированы связи. Эти навыки не требует затрат энергии, зато помогают работать больше. У тех детей, которые не имеют этих навыков, необходимые связи в мозге не автоматизированы, потому быстро истощаются силы организма.

Одна из важных вещей: неважно, какие навыки у ребёнка натренированы: интеллектуальные или двигательные. Механизм в мозге сформирован, ему будет легче решать любые  задачи.

Но это не значит, что нужно забыть про интеллектуальные задачи и заниматься только двигательной активностью. О роли интеллектуального развития итак всем известно.

Имея сформированную базу навыков, ребёнку проще подниматься на ступень выше, заниматься более сложными задачами.

Полезны игры во дворе с другими ребятами: ребёнок учиться подчиняться правилам, договоренностям, порядку. Что развивает навык произвольной деятельности.Игры для развития мозга ребёнка

Почему некоторым детям трудно дается общение с ребятами?

Часто бывает, что у детей не получается совместной игры из-за несоблюдения ее правил. Это связано с тем, что у ребёнка  ещё не сформированы тормозные системы (до 4-5 лет). Другой причиной может быть несоблюдение правил ребёнком дома: что захотел, то и получил.

Поэтому чтобы находиться в обществе и стать успешным человеком, нужно уметь себя контролировать, уметь оставаться в игре, подчиняясь договоренностям, пользоваться разными способами коммуникации.

Лидеры успешны в освоении правил, имеют хорошую смекалку, умеют взаимодействовать с разными людьми.

Для мозга нужно уметь играть и осваивать правила, приёмы, технику. В какие игры мы только не играли в детстве, что мы только не организовали и чего мы только не строили! (Классики, лапта, футбол, волейбол, теннис).

Большая часть компьютерных игр созданы для получения удовольствия лёгким путём,  мозг это не развивает, а, наоборот, расслабляет.

Конечно, неплохо уметь играть в компьютерные игры, которые развивают определённые навыки: пространственное мышление, скорость реакции, память.
Но это будет полезно только тем, которые умеют играть в реальной жизни. И только для разнообразия.

Ещё один важный навык, которым многие пренебрегают: уметь сидеть спокойно. Это необходимый способ для освоения информации и развития тормозных процессов в мозге.

Мы должны помогать ребенку учиться сосредотачиваться на одном занятии: пусть даже в начале это будет очень сложно.
Начинать можно хотя бы с 5 минут, увеличивая каждый день время. За этот период важно заинтересовать и увлечь ребёнка занятием, тогда время занятия будет увеличивается по желанию самого ребёнка.
Мой сын был усидчивым долгое время, пока младшая сестра не начала ходить: тогда он не мог нормально сидеть и все время отвлекался. Я оставила занятия.
Когда я поняла, что навык «отключения от всего» очень важен, я стала увлекать сына каким-нибудь занятием: рисованием, собиранием пазлов. Когда я хвалила его и все время взаимодействовала с ним, не отвлекаясь на посторонние дела, он долго и увлечённо занимался (ребёнку три с половиной). Если упустить эти занятия, то есть огромные риски развития синдрома дефицита внимания. Что очень мешает школьникам.

Есть ещё одна детская особенность, которая не характерна для взрослых: это повторение. Дети любят повторять одно и то же, будь это слова или же действия.

Ребёнку нравится собирать и рушить, потом снова строить. Ребёнок может заниматься этим до двух-трёх недель, пока нервная система и мозг не насытятся, а действия не станут автоматизированными. Когда ребёнок дойдёт до совершенства в одном упражнении, оно станет ему  неинтересным: мозгу нечего взять больше.

Если же ребёнок научился чему-то, но продолжает упражняться — это очень хороший знак: ребёнок получает удовольствие (происходил выработка дофамина — медиатор головного мозга, который связан с деятельностью и победой). У ребёнка есть стимуляция продолжать упражнения.

Взрослые, в отличие от детей, имеют иную систему мотиваций, целей и степень критичности.

Взрослым тяжелее освоить новые навыки.

Дети же меньше себя критикуют, легко повторяют, развиваются поступательно и качественно.

Для начала они набираются опыта, затем им открываются новые возможности, происходит скачок и ребёнок достигает нового  этапа.

Ребёнок сможет научиться новому при условии, что

  • дозреет мозг;
  • среда поможет реализовать действия.

Игры для развития мозга ребёнка

Какие же виды спорта развивают мозг?

Цикличные виды спорта (ходьба, бег, плавание, велосипед, самокат): не помогут развитию мозга, только на этапе освоения техники.

К интеллектуальным видам спорта относятся: футбол, баскетбол, теннис, волейбол, бокс.

Особенно полезны сложнокоординированные виды спорта: гимнастика, танцы, фигурное катание, восточные боевые искусства.

Но все эти занятия принесут пользу с учётом нормального когнитивного развития ребёнка.

Почему так полезна йога:

Медленные плавные движения, перестройке поз помогают нам максимально контролировать тело. Когда же мы делаем что-то быстро, мы проскакиваем проблемные места, а те движения, которые мы плохо освоили, компенсируем группой мышц, которыми мы хорошо управляем.

Чем медленнее наши движения, тем лучше мы их контролируем.

Контроль движения — это высшая исполнительная функция мозга и работа лобных структур. Они-то и отвечают за интеллект. 

Детям нужно объяснять, что одни занятия нужны для удовольствия, другие — для их развития.

Занятия музыкой также очень полезны для развития мозга, поскольку ребёнок осваивает сложнокоординированные движения. У таких детей развито пространственное мышление. Это сложный вид деятельности: для этого ребёнку нужно иметь базу.

Нет идеальных игрушек для развития ребёнка, ребёнку просто нужно играть.

Чем меньше игрушка похожа на реальную вещь, тем больше ребёнок фантазирует, тем больше развивается мозг.

Развитие ребёнка до 7 дет оценивают по сюжетно-игровой деятельности: чем богаче сюжет, тем развитее интеллект.

Настольные игры не должны быть в зоне доступа ребёнка. Должен существовать принцип: поиграл- убери. Иначе игра потеряет ценность, мотивацию в неё играть.

И нужно помнить, что для ребёнка главное получать удовольствие от игры.

Статья написана с использованием источника: https://www.pravmir.ru/futbol-i-skakalka-sdelayut-iz-rebenka-otlichnika-nejropsiholog-elena-glebova/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Безнадёжный романтик
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: