Для воспитания эмоциональной культуры ребёнка важны наши слова, наше влияние на духовный мир, умение «глаголом жечь сердца».
Искусство облагораживания ребёнка высшими чувствами и переживаниями является искусством сопереживания.
Нужно, чтобы ребёнок учился понимать чувства другого человека.
От глубины сопереживания радости и горестей других людей зависит и восприятие ребёнком художественных произведений. Художественные произведения тогда будут воспитывать ребёнка, когда зёрна моральной культуры будут посеяны в ребёнке отношением к людям.
Нужно учить ребёнка вкладывать свои добрые чувства в труд. Чтобы переживание доброго чувства стало целью и побуждением к труду.
Ради минутного счастья работать целый месяц — в этом огромная воспитательная сила труда.
Нужно чтобы ребёнок находил в труде богатый и радостный мир личной эмоциональной жизни.
Эмоциональная чуткость и переживание постигается в семье, во взаимоотношениях с родными (корень духовной потребности в человеке).
Воспитание человечности начинается с того, что мать становится для ребёнка самым родным, самым дорогим, самым красивым в мире человеком.
Но добрые чувства достаются путём великой затраты духовных сил. Добрые чувства добываются трудом, воплощаются в материальных ценностях.
«Если твой воспитанник переживает счастье творения добра для человека, ты, воспитатель, — счастливейший творец».
Все, что происходит в мире, касается каждого.
Ребёнку нужно дать чувствительное видение мира. Чем больше мы даём детям готовых вещей для радости, тем меньше они видят, тем равнодушнее к живому и прекрасному, если своими руками ничего не создают для радости своей и других людей.
История с детьми:
Видим дубок, который растёт на дороге. Говорим ребёнку:
- Ему не повезло. Он вырос не на том месте. Уже кто-то обломил ветку. Но дубок можно спасти…
Ребёнок сам должен попытаться придумать, как помочь деревцу.
Дети выкапывают дубок вместе с комом земли. Переносят его на новое место.
Для детей этот дубок — единственный в мире среди сотен других. У детей появляется в сердце что-то дорогое и единственное. Конечно, дети могут забывать о дереве, нужно им всегда напоминать про заботу о других.
Человеческое видение мира не даётся природой, а добывается трудом и человеческими отношениями. Трудом, в котором принимает участие сердце, — без него и труд не воспитывает.
Для ребёнка чем больше вещей и живых существ приручено, тем острее они воспринимают явления окружающей среды.
Воспитание благородных чувств нельзя представить без того, чтобы подросток не проявил личной заинтересованности в том, что, казалось бы, не касается его лично.
Сопереживание — это ещё основа нашего морального облика в глазах ребёнка.
Ребёнок из того, как мы относимся к его чувствам, сделает вывод, какой я человек.
Чувство собственной никчемности рождается из эмоционального разоружения.
Эстетическое воспитание начинается с богатства эмоциональных отношений между людьми.
Красота в справедливости. Справедливость облагораживает сердце человека. С переживания радости за справедливость начинается гармония между внутренним миром человека и миром, который окружает его. Справедливость открывает ребёнку глаза и сердце на красоту. Несправедливость охватывает сердце ледяным панцирем, делает ребёнка глухим к красоте, огрубляет, порождает жестокость.
Душевное состояние ребёнка зависит от того, что господствует в семье и школе: справедливость или несправедливость. Душевное состояние ребёнка — это глубоко личная оценка своих поступков.
Грубые и равнодушные невежды в эмоциональном отношении рождаются там, где не бывает места справедливости.