О власти родителей над детьми

В семье, где есть дети, должна быть родительская власть.

Но все ли понимают о какой именно власти идёт речь? И когда эту власть нужно применять?

О власти родителей над детьми

Ошибочно считать, что сначала дети должны понять необходимость повиновения, а уж потом повиноваться родителям.

Привычка к послушанию, выработанная с раннего детства, находит своё отражение в сознании, в понимании необходимости повиноваться (В.Сухомлинский).

Если же ребёнок на практике убеждается, что его капризы выполняются, что его непослушание не ведёт за собой никаких неприятных последствий, он привыкает капризничать и не слушаться, а позже приходит к убеждению, что так должно и быть.

Чтобы сформировать у ребёнка правильные понятия о родительской власти, надо связывать их с привычкой к повиновению.

Жизненная практика ребёнка начинается задолго до логического понимания им словесных доводов и умозаключений. В процессе этой практики ребёнок должен получить опыт повиновения. При этом не все то, что ребёнку надо или нельзя делать, можно и нужно во всех случаях мотивировать логическими доказательствами (например, совсем не нужно, чтобы мать объясняла трёхлетним ребёнку почему он должен ложиться спать раньше, чем взрослые).

Требования родителей должны быть прежде всего разумными. Подрастая, ребёнок поймёт разумность этих требований и будет благодарен за то, что его приучили к их выполнению.

Требования родителей далее становятся безоговорочным для ребёнка только тогда, когда они единодушны, то есть когда мать и отец требует одно и тоже. Если же требования рождаются в родительских спорах, причём на глазах у ребёнка, такое требование не будет для него авторитетным и безоговорочным.

Требования родителей должны выражаться не только в запрещениях, но главным образом в побуждении ребёнка к определённым положительным действиям.

Родителям свои требования нужно направлять не на запрещения, а на побуждения детей к активной деятельности.

Лучше сознательно избегать слова «нельзя», стремясь сформулировать свои требования так, чтобы они начинались словом «надо».

Родительская власть для детей должна быть руководством, стимулирующим их положительную деятельность, а не проявляться в постоянных одёргиваниях.

Ребёнку гораздо легче не делать того, что нельзя, если он научился и привык делать то, что надо, что правильно.

Всякое расхождение и конфликт между родителями порождают в душе ребёнка сначала недоумение, а потом и непослушание, родители всегда идут на уступки друг другу.

Быть требовательным не значит быть педантом, добиваться слепого послушания. Надо уметь глубоко проникать в мысли и чувства детей, в их желания. Иногда можно разрешать ребёнку то, что и не совсем желательно для родителей  — разрешать только потому, что желание ребёнка слишком сильно и прямой запрет вызвал бы у него тяжёлые переживания.

Нередко полезно, чтобы ребёнок путём личного опыта понял ошибочность своего желания.

Осуществляя родительскую власть, надо быть очень внимательным и чутким к внутреннему миру ребёнка.

Чем меньше будет явного вмешательства взрослых в круг тайных интересов ребёнка, тем меньше у детей будет тайн, тем откровеннее они будут со взрослыми.

Замкнутость, отчуждённость детей  порождаются, как правило, нетактичным вмешательством взрослых в мир детской жизни.

Особенно недопустимо прямое и грубое вмешательство родителей в вопросы товарищества и дружбы детей. Некоторые родители ставят перед детьми категорические условия: с такими-то детьми дружить можно, а с такими-то нельзя. Это неправильно. Обязанность родителей заключается не в том, чтобы «запрещать» или «разрешать» дружбу, а в том, чтобы тактично помочь правильно построить её. Чем старше ребёнок, тем шире мир его личной жизни и тем больше ограничиваются рамки прямого вмешательства родителей.

Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребёнок простодушно рассказывает матери о всех своих тайнах, то подросток уже гораздо более сдержан в раскрытии своего личного мира, болезненно переживает попытки родителей прямо вторгаться в него.

Тут нужен совершенно другой подход, основанный на возросшем уважении к личности подростка, на признании ее неоспоримых прав. Тогда не будет отчуждения между родителями и детьми.

Авторитет родителей зависит от многих условий. Одним из таких условий является правильное и умелое использование родительской власти: родительская власть это не только право, но и искусство (В.Сухомлинский).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Безнадёжный романтик
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: