Ни один из современных педагогов по воспитанию не сравнится с теми, кто когда-то внёс огромный вклад в развитие и воспитание детей. Большинство современных авторов, считающих себя специалистами в области воспитания детей, не даст вам того, что вы получите, прочитав труды А. Макаренко, В. Сухомлинского, М. Монтессори.
После прочтения современной литературы, в большинстве своём обращённой на решение проблем матерей, которые совершенно не желают отдавать детям свое время и пытаются найти оправдание своей инфантильности, не осознавая того, что воспитание ребёнка — громадный труд, вам всё равно не будут открыты самые важные вещи воспитания.
И все эти педагоги опираются на западную психотерапию, заранее «подсаживая» детей на постоянное психотерапевтическое лечение.
Если мы хотим получить нормального здорового ребёнка, не нужно отбрасывать старую литературу, считая ее методы устаревшими.
Книгу для родителей Антона Семёновича Макаренко очень полезно будет прочитать каждому, у кого подрастают дети.
Из «Книги для родителей» Макаренко:
У подростка уже должно быть чувство ответственности и зависимости от общего коллектива — семьи. Важен правильно организованный семейный коллектив. А не просто соседство с близкими.
Нет опаснее пассивного соседства с хорошим человеком — это наилучшая среда для развития эгоизма, насилия над близкими.
Семья должна быть коллективом.
Детские потребности должны быть обусловлены. Должна быть стадия естественного роста потребностей взрослого.
Деньги — это полезная, но будничная деталь.
Нельзя кокетничать с отцом, бросившим своих детей, это разрушающая сила.
Родители и дети должны быть друзьями, но сын должен оставаться сыном. Но не дочь с мамой — подруги и не сын с отцом — закадычные друзья!
Каждый родитель должен уметь давать распоряжения ребёнку.
Мат губителен для детей: усиленное внимание к половой сфере развивает однобокую игру воображений, приводит к нездоровому отношению к женщинам.
Женщина становится объектом насилия.
За своей родительской любовью надо видеть становление человека.
Не нужно приносить себя в жертву ребёнка, это самый ужасный подарок для наших детей.
Дети, воспитанные на жертве матери, живут только в обществе потребления.
Наше поведение — самое главное в воспитании.
Можно воспитать ребёнка так, чтобы он был счастлив. Вырастить счастливого человека без любви невозможно.
Воспитание детей требует самого серьёзного, часто простого и искреннего тона.
Родители должны четко знать, что они хотят воспитать в своём ребёнке.
Родители должны хорошо знать, где и кем окружён ребёнок. Но нужно предоставить ребёнку свободу, чтобы он находился не только под нашим влиянием, но и под многими разнообразными влияниями жизни.
Воспитательная работа должны быть организована до мелочей. Должно быть разумное использование малого времени.
Не навязывать свою помощь, но был всегда готов прийти ему на помощь.
Нельзя платить или наказывать за результаты труда. Главное, чтобы ребёнок получил удовлетворение. И закончил работу.
И ещё много-много полезных вещей, о которых мы забываем в этой жизни.
Невероятный след в моей читательской жизни оставила «Педагогическая поэма» Макаренко — это образец тяжёлого, великого труда воспитания детей. Как по мне, так и подросткам было бы очень полезно прочитать этот труд.
«Педагогическая поэма» Макаренко, содержание которой является одновременно практическим пособием по воспитанию полноценного гражданина общества и ярким литературным произведением, — одна из «жемчужин» советской литературы.
Мне было важно знать, что случилось с теми ребятами, которых перевоспитывал Антон Семёнович Макаренко. Многие стали героями ВОВ, многие погибли на войне. Один из героев поэмы Семён Карабанов продолжил дело своего учителя. Про его жизнь Фрида Вигдорова написала три книги: «Дорога в жизнь», «Это мой дом», «Черниговка».
Именно о жизни таких великих людях нужно читать в наше время. Именно жизнью таких людей нужно интересоваться сегодня.
Если хотите воспитать настоящего человека, если желаете, чтобы ваш ребёнок был по-настоящему счастливым, воспитывайте его по книгам Великого Василия Александровича Сухомлинского.
Воспитание перестает быть воспитанием, когда ребенок чувствует, что с ним поступили несправедливо. Несправедливость порождает оскорбление и негодование, подлость и лицемерие.
У ребенка никогда не бывает злого умысла. Он ошибается. И если мы помогли ему правильно понять и пережить ошибку, он всем сердцем постигнет моральный смысл своего поступка и будет стараться избегать аналогичной ошибки, хотя не всегда это ему и будет удаваться.
Нельзя допускать, чтобы ребенок перестал уважать сам себя, дорожить собственной честью, перестал стремиться быть лучше, чем он есть.
Нельзя превращать детское сердце в пугливую птичку, которая забилась в угол клетки и ждет расправы. Сердце, чуткое к добру, справедливости, доброжелательности, не требует не только крика, но и повышения голоса.
Как бы серьезен ни был детский проступок, но если он совершен не по злому умыслу, за ним не должно следовать наказание.
Физические наказания являются насилием не только над телом, но и над духом человека; ремешок делает бесчувственными не только спину, но и сердце, чувства.
Там, где все строится на наказаниях, нет самовоспитания, а без самовоспитания не может быть нормальным и воспитание вообще. Не может, потому что наказание уже освобождает воспитанника от угрызений совести, а совесть — это главный двигатель самовоспитания; где совесть спит, не может быть и речи о самовоспитании. Получивший наказание думает: мне нечего больше размышлять о своем поступке; я получил то, что положено.
Тому, кого бьют, самому хочется бить; тот, кто в детстве хочет бить, став взрослым, захочет убить — преступления, убийства, насилие уходят своими корнями в детство.
Хулиган, сознательный нарушитель дисциплины не рождается внезапно. Его создают годы черствости, равнодушия и бессердечности взрослых.
Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.
Пусть с юных лет в сердце ребёнка живёт тревога за родную мать, отца, бабушку и дедушку; пусть грустит и болит детское сердце, если у родных что-то неблагополучно, пусть ночью не спит ребёнок, думая о матери и отце. Не оберегайте его от этих тревог, от этой боли: будете оберегать, вырастет человек с каменным сердцем, а в каменном сердце нет места ни для сыновней преданности, ни для отцовской ласки, ни для великих идеалов народа; кто равнодушен к матери и отцу, не может стать и настоящим патриотом.
Первый и главный воспитатель ребёнка, первый и главный педагог — это мать, это отец.
В семье, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. Самое большое зло — эгоизм, индивидуализм отдельных родителей.
Некогда воспитывать сына — значит некогда быть человеком.
Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь.
Все окружающее в той или иной мере касается тебя.
Никто не учит маленького человека: будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать.
Зло утверждается само, достаточно не учить ребенка ни добру, ни злу.
Жалость к самому себе — вот душевное состояние, которое я без преувеличения называю неисчерпаемым источником эгоизма. Не допускай, чтобы у детей зародилось это состояние, оно породит ожесточенность. Пусть человек умеет жалеть себя лишь постольку, поскольку он умеет быть добрым и жалостливым к другим.
Нет детей неспособных, трудных, злых, — есть те, кого в раннем возрасте неправильно воспитали, не дали достаточное количество любви.
Как важно, чтобы у детей был друг, о ком надо заботиться.
Если маленький человек не оставил частицы своего сердца в кукле, лошадке, плюшевом медвежонке, птичке, нежном и беззащитном цветке, деревце, в любимой книге — для него недоступно глубокое чувство человеческой дружбы, верности, преданности, привязанности.
Не должно быть людей незаметных, людей — безвестных пылинок. Каждый должен сверкать, как сверкают на небе миллиарды миллиардов Вселенных. Быть неповторимой личностью — это зависит в большей мере от самой личности. Надо стремиться к тому, чтобы не быть серым, незаметным.
Необходимо, чтобы у ребенка был близкий ему персонаж, на которого ему хотелось бы походить, герой, совершивший подвиг.
Помните древнюю мудрость: если хочешь погубить человека, дай ему все, что он пожелает.
Труд — это, прежде всего, сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость.
Не бойтесь детского труда, дорогие родители! Пусть не тревожит вас то, что ребенок отнес для поливки цветов и винограда одно маленькое ведёрко воды, другое, третье, четвертое, что он вспотел и устал, — этот труд для него истинная радость, несравнимая ни с какими другими радостями мира.
Если человек до пяти лет только дитя, ему трудно будет стать человеком.
Не бойтесь омрачить солнце золотого детства тем, что ребенку будет тяжело, что он, напрягая свои усилия, сделает больше, чем, казалось бы, позволяют его маленькие силы.
Детство не должно быть постоянным праздником — если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда.
Человек освободился от рабства подневольного труда вовсе не для того, чтобы стать рабом безделья.
Ленивым становится тот, чьи желания в раннем детстве удовлетворяются заботами старших, а ребенку остается только повелевать и капризничать. Лодырь рождается там, где все легко дается и человек не знает, что такое трудно.
Изнеженные и распущенные индивидуумы формируются тогда, когда в их жизни главенствует единственная радость — радость потребления
Важно, чтобы человек не воспринимал труд как повинность, как данность, которую нужно выполнить, — труд для него должен быть радостью, он должен видеть в нем главное — возможность принести пользу людям, подарить что-то миру, создать своими руками какие— либо материальные ценности или идеи, которые позволят чему-то появиться на свет. Таким образом, человек осознает себя творцом, верит в собственную силу и могущество.
Тем, кто хочет понять своего малыша с нуля, помочь развитию способностей, будет очень полезно прочитать труды Марии Монтессори.
Очень схожи сложные пути Марии Монтессори и Антона Макаренко.
Работая с детьми с особыми потребностями, Мария Монтессори заметила, что специально разработанные сенсорные материалы и методики помогают им развивать свои способности.Она осознала, что такие же подходы могут быть полезны и для обычных детей.
В основе её педагогики лежат идеи о:
- самообразовании: ребенок сам выбирает чем заниматься и развивается в своем собственном ритме;
- свободной активности: важность свободной деятельности в специально подготовленной среде;
- чувствительных периодах: этапы в развитии ребенка, когда он особенно восприимчив к определенным видам обучения;
- подготовленной среде: окружение, специально организованное для самостоятельной работы и развития ребёнка;
- дидактическом материале: специально разработанные материалы, которые помогают ребенку усваивать знания через практическое взаимодействие.