Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских.
Нет выше радости для человека, чем признательность детей за добро и благо, созданные родителями во имя их, сына и дочери, добра и блага. И нет горше и скорбнее чувств для отцовского и материнского сердца, чем чувствовать, что сын или дочь равнодушны, что они забыли обо всем добре, сделанном для них матерью и отцом.
Почему сыновья иногда оказываются неблагодарными?
Когда мать старается, чтобы ничто тревожное не коснулось их сердца, чтобы ни одна невзгода не омрачила его безмятежного детства… Зачем ему знать, что в мире есть горе?
Сердца таких детей живут только радостями и удовольствиями. Брать у людей и ничего не отдавать — так вырастают люди с каменными сердцами.
Нужно любить, души не чаять в детях, но не нужно оберегать сердце от всех тех сложностей и противоречий жизни, в которых радость переплетается с горечью, счастье — с бедами и тревогами.
В детстве человек познает мир не только разумом, но и сердцем: все, что происходит в жизни, пробуждает в детской душе самые разнообразные чувства, переживания, порывы, стремления.
Среди этих душевных движений особенно глубокий отпечаток в сердце оставляют чувства сострадания, милосердия, участия.
С малых лет человек должен чувствовать: рядом со мной живут люди, у них есть свои интересы, желания, им хочется быть счастливыми.
Нужно учить детей так жить: бережно относиться к сердцам других людей.
О любви к человечеству говорить легче, чем помочь ближнему. Нужно прислушиваться сердцем к заботам и горестям человеческим.
Высшая мудрость человеческой любви заключается в том, как мы умеем раскрыть перед нашими детьми подлинные источники радостей жизни, в чем видят и чувствуют дети радость бытия.
Детское счастье по своей природе эгоистично.
Добро, созданное для ребёнка старшими, дети воспринимают как нечто само собой разумеющееся.
До тех пор пока они не почувствовали, не пережили на собственном опыте, что важнейший источник их личной радости — это труд и пот старших, они будут глубоко убеждены в том, что мать и отец существуют лишь для того, чтобы приносить им радость.
Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует детей.
Есть много разновидностей уродливой любви: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа.
Любовь умиления — инстинктивная и неразумная любовь. Радуются каждому шагу ребёнка, не думая о последствиях. Любовь умиления развращает душу ребёнка прежде всего тем, что он не знает удержу своим желаниям. Все, что я делаю, мне разрешается. Не знает понятий: можно, нельзя, надо. Малейшее требование жизни становится для него непосильной тяжестью. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, не чувствует сердцем, что у других тоже есть желания и потребности, свой духовный мир. У него складывается твёрдое убеждение, что он приносит радость родителям уже тем, что он живет на свете, существует.
Ещё одна разновидность неразумной любви — деспотическая. Деспотическое упоение властью человека над человеком.
Постоянные упрёки, отношение к детям, как к вещам.
Ребёнок перестаёт верить в человека и человечность. Он ожесточается. Самодурство изгоняет важнейшее душевное движение, которое в нормальных семьях является источником добра, разумной сдержанности, уступчивости детей. Это движение души — ласка. Не знающий ласки в детстве становится грубым, бессердечным в годы отрочества.
Причина того, что из послушного малыша вырастает своенравный подросток заключается в неумении родителей пользоваться родительской властью: принуждение осознается и переживается ребёнком как злая сила, подавляющая его волю.
Родительская власть должна поощрять, одухотворять внутренние силы ребёнка — его желание быть хорошим.
Это желание есть у каждого ребёнка и с властью надо подойти к ребёнку так, чтобы не сломать этого ещё нетвёрдого, хрупкого душевного порыва.
Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью.
Любовь откупа.
Некоторые думают что обеспечивая все материальные потребности детей, они выполняют свой родительский долг. Такие люди страдают нравственно-эмоциональной толстокожестью. Сами не знают родительской любви.
Дети, если ещё и мать не уделяет внимания, вырастают эмоционально невежественными людьми.
Учить ребёнка видеть и понимать людей — это самое сложное в трудном деле воспитания человека.
Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребёнка пробуждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко всему, что создаёт человек, что служит человеку.
Воспитание человеческого благородства начинается с максимального очеловечивания его отношений к людям, прежде всего уважения матери и отца.
(Например, нужно учить выращивать цветок для мамы и заботиться о нем).
Ребёнок не умеет терпеливо ждать и стремиться к цели — этому его надо учить, и учить трудом.
Самая важная радость — это не та, когда ребёнок получает подарок или радость удовольствия. Это радость творения добра для самых дорогих людей.
Именно такое добро трогает, волнует, радует детское сердце как раз потому что добро это — красота. Так ребёнок приобретает новое видение красоты — во всем он начинает видеть воплощение труда и забот.
Наша любовь должна быть свежим ветром, раздувающим в детском сердце ту искру заботы, тревоги о нас, которую мы же зажгли своим умением одухотворить маленького человека желанием быть добрым, человечным.
Ребёнок, испытывающий потребность делать добро, потребность в человеке (как о величайшем духовном богатстве свободного человека), становится очень зорким, восприимчивым, чутким к окружающему миру, к людям, к поступкам.
Они чувствуют, что тишина, покой, чистота в доме — важные условия полной духовной жизни, которую надо дать матери и отцу.
Дети, познавшие радость творения добра для людей, сердцем чувствуют, что их плохое поведение, плохие успехи в учении — в это приносят огорчения матери и отцу, а принести огорчения самому близкому — равносильно дурному поступку.
Желание хорошо учиться имеет своим источником желание принести матери и отцу радость. А это желание пробуждается в детском сердце лишь тогда, когда ребёнок уже пережил и испытал радость творения добра для людей.
Заставить ребёнка хорошо учиться можно, пробудив его к добрым поступкам для блага людей, утвердив в его сердце чуткость к миру, воспитав способность познавать душевный мир другого человека сердцем.
Смотри в человеческие глаза , это зеркало души, умей почувствовать, чем живет человек, что его радует или огорчает.
Что мы оставляем в сердцах своих детей?
Если мы стремимся чтобы сын был хорошим человеком, дорожил своим достоинством, чтобы слово и воля отцовские и материнские были для него непреложным знаком, — научите его в детстве видеть все дерево жизни — от тончайших корней до отмирающих, уходящих в небытие ветвей (В. Сухомлинский).