Нужно ли читать детям до года? О влиянии материнской поэзии на ребёнка

Читатель зарождается в колыбели. Именно тогда начинают жить стихами. Когда мамы напевают песенки своим младенцам…

Ребёнок ещё не знаком с книгой, но он уже умеет читать — глазами старших.

Поэзия пестования зародилась вместе с обрядами кормления, купания, лечения. Пестушки обогащают и «очеловечивают» ребёнка.

В таком материнском обряде сливается и слово и движение, ведь слово воспринимается как действие.  И эти слова имеют магическое действие: нежные материнские прикосновения к малышу, сопровождающиеся ритмической речью и ласковыми интонациями, мелодиями создают гармонию священнодействия.

Потягунюшки,

Порастунюшки,

Поперёк толстунюшки,

А в ножки — ходунюшки,

А в ручки — хватунюшки,

А в роток —  говорок,

А в головку — разумок.

В такой благотворной атмосфере созревают физические и духовные силы ребёнка, возникают первые впечатления о мире — жизненный фундамент человека.

Пестушки, которыми сопровождается зарядка, ходьба, умывание, купание помогают взрослому завладеть вниманием малыша.

Вода текучая,

Дитя растучее,

С гуся вода —

С тебя худоба.

Вода книзу,

Дитя кверху.

Народ отбирал материнскую поэзию веками.

Благодаря материнской  поэзии мы можем сберечь у растущих детей детскую восприимчивость к поэтическому слову, которая в младенчестве возникает стихийно.

Нужно ли читать детям до года? О влиянии материнской поэзии на ребёнка


Восприятие поэзии у ребёнка начинается с восприятия интонации.

И это восприятие с каждым годом взросления ребёнка должно преображаться — в связи со сменой интересов и потребностей ребёнка, с расширением кругозора.

Новорождённому нужна защищённая среда, в которой всё предсказуемо: соблюдается ритм жизни, а поддерживает этот ритм материнская поэтическая речь (а также папа, бабушка и дедушка).

Можно ли грудничкам читать взрослые стихи?

Можно и нужно, потому что для детей любые тексты — неизвестные, они одинаково сложны. Но малыш и не нуждается в понимании. Ведь малыш воспринимает только нас, читающих ему.

Важно, чтобы тексты были художественными, ритмичными, мелодичными, завораживали ребёнка. Это нужно, чтобы ребёнок учился сопереживать волнению взрослых.

Если читать ребёнку бездарные тексты, обман неизбежно отзовётся потом: когда в подростковом возрасте окажется, что у ребёнка дурной вкус.

Ухаживая за малышом, надо всегда сопровождать свои занятия стихами или песенками.

Читая, напевая, нужно непосредственно и активно общаться с ребёнком.

Ребёнок будет отвечать вам улыбкой, лепетом, а затем будет возможно «дуэт-чтение», когда дитя будет заканчивать строки сам.

Делитесь с ребёнком своими чувствами.

Обращайтесь к малышу, как будто он все понимает.

Овзросляя ребёнка в своём воображении, мы включаем его в человеческие отношения, обеспечивая его реальное «очеловечивание», создавая перспективу для взросления.

Материнское чтение даёт ребёнку не только развлечение и успокоение, но и создаёт чувство защищённости и ощущение доброжелательности мира.

Резонируя нашим переживаниям, ребёнок развивается эмоционально. У ребёнка и у мамы накапливается опыт совместных читательских впечатлений.

Без поучений и интонаций мы участвуем в формировании первых читательских привязанностей. Из них позже произрастет сходное с вашим отношение ребёнка к литературным персонажам и к их поступкам — основа нравственных оценок и позиций.

Материнское чтение доставляет ребёнку и родному взрослому взаимное удовольствие от общения друг с другом. Общаясь с помощью стихов и сказок, мама и ребёнок становятся друг другу интересней, понятней и нужней.

С первых месяцев жизни ребёнка книга объединяет и роднит всех троих: малыша, маму и живую родную речь.

Радость от восприятия искусства становится читательским опытом малыша, его бесценным духовным багажом, почвой для становления внутреннего мира, оптимизма и жизнестойкости.

Приобщение малыша к человеческому образу жизни начинается с освоения действий с игрушками и предметами обихода: он учится брать погремушки, бутылочки.

Подобно этому малыш получает из наших рук потешки и стишки («речевые игрушки»).

Так мы организуем поведение малыша.

В 1,5-2 года место стихов и сказок в восприятии ребёнка изменится: дитя начнёт отличат обыденную речь от художественной.

Стихотворная речь становится сигналом игры.

Если малыш не только охотно слушает стихи и сказки, но и требует, чтобы вы их читали и рассказали, то это означает, что у ребёнка всё в порядке с развитием читательского восприятия. Скоро он освоит и «звуковые игрушки» — стихи и сказки.

Он будет отбирать их у вас и самостоятельно играть ими как своими игрушками, запоминать их и рассказывать их своим куклам (из книги В. Левина).

Репертуар первого года жизни по наследству достанется раннему детству (от года до трёх).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Безнадёжный романтик
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: