Путь от незнания к знаниям — очень сложный, и проходит его каждый ребёнок по-своему. Кому-то нужно помогать немного, а кому-то постоянно. Ребёнок должен научиться думать.
Непонятливость многих детей выражается в том, что им не хватает пытливости и любознательности.
Человеческое формируется в человеке после рождения благодаря человеческим отношениям.
Человеческое мышление начинается с вопроса: почему?
Ребёнок видит явления мира, но он не просто это воспринимает, он удивляется. Куда? Почему? Что такое?
Неискоренимая человеческая любознательность приобретается от другого человека. Это и есть важнейший элемент человеческих отношений, который необходим для нормального развития человека.
Ребёнка нужно учить удивляться, учить спрашивать.
Чем больше явлений и вещей мы открываем перед ребёнком, тем больше у него возникает вопросов и тем больше он удивляется. В его сознании и подсознании откладывается человеческое изумление. Это и есть та призма мышления, через которую доходит информация из окружающего мира. Узнавая и делая открытия, ребёнка развивает тысячелетний опыт человеческой мысли.
Наша задача — чтобы ребёнок подмечал тончайшие оттенки и изменения в явлениях и задумывался над причинно-следственными связями.
Особенно нужно читать детям народные сказки, в них не только мудрая мысль, но и тончайшая эмоциональная окраска слова. Вызванные ими эмоции — это и есть сердце того организма, который мы называем убеждением.
От овладения знаний до формирования личных нравственных убеждений. Это конечный результат морального воспитания — главный показатель. характеризующий духовный облик человека, единство мысли и поступка слова и дела в его поведении.
Знание истины глубоко преломляется в личном духовном мире человека и
становится его личным взглядом, сливается с волей и проявляется в его деятельности.
Убеждение — это не только то, что человек знает, но и то, как он это знание претворяет в своей деятельности.
С первого дня пребывания ребёнка в школе у него должны формироваться личные взгляды и эти взгляды должны стать для него дорогими.
Любое событие должно восприниматься ребёнком как глубоко личное дело. Это идеал и вершина морального развития.
Основа закладывается в детстве и отрочестве, когда добро и зло доступны пониманию ребёнка лишь при условии яркой наглядности.
Чувства — это плоть и сердце моральной убеждённости.
Начинать нужно с поступков, насыщеннных личным отношением к тому, что ребёнок делает и что делается вокруг него.
Поступки отражают отношение к вещам, но в этих вещах очеловечивается труд, воплощается трудолюбие и моральное достоинство человека.
Эмоциональное отношение через вещи к труду, а через труд к человеку и обществу это важное условие формирования нравственных привычек.
Процесс формирования убеждений предполагает сознательное отношение ребёнка к своим желаниям — это управление желаниями.
Знания станут убеждениями, при условиях, когда детям хочется подражать нам, быть похожим на нас, когда правда в наших устах становится привлекательной, а наука наполняется живым трепетным биением сердца.
Детей привлекает гармоничное единство идеалов, принципов, убеждений, взглядов, увлечений, вкусов, симпатий и антипатий. Это единство должно выступать как наша органическая потребность, как наш закон жизни, без которого мы не представляем личного счастья.
Любой предмет — это труд . Нужно относиться с ненавистью к безделью, лени, легкомыслию.
Знания нужно не только получать, они должна стать личным убеждением.
Познавая доказывать и доказывая познавать — единство умственного воспитания и мировоззрения.
Активное видение мира должно начаться в младшем возрасте. Должна быть прочная основа мировоззренческих взглядов.
Ребёнок должен добыть истину личным трудом.
Чем младше ребёнок, тем ярче чувства, окрашивающее его мышление в процессе труда. Тогда начинается активное формирование убеждений с познанием первых закономерностей природы.