Нас окружают разные люди. Они по-разному себя ведут в разных жизненных ситуациях. В ком-то мы разочаровываемся из-за его поступков, к кому-то, наоборот, проникаемся уважением. Чьи-то поступки нас удивляют, вызывают возмущение, а к некоторым поступкам мы относится спокойно и равнодушно, потому что мы так привыкли к этому…
Все помнят Шурика, которого сыграл Александр Демьяненко. Каким он был правильным, воспитанным, порядочным. Оказывается, что и в настоящей жизни актёр был таким же. Режиссёр театра, в котором я когда-то играла, рассказывала, что он всегда вставал, когда в комнату входила женщина, носил всегда с собой книгу, особенно любил Есенина, с уважением относился к людям и во всем вёл себя достойно.
А есть такие люди, которые, когда начинают говорить, то такое чувство, что у них изо рта сыплется мусор…
Это не значит, что они не уважают других. Просто они не уважают самих себя…
Нравственные привычки нужно закладывать с детства.
Что это такое? Где их искать?
Их источник — это единство сознательности, это личная оценка явлений, взаимоотношений между людьми и их моральных качеств.
Без формирования нравственных привычек невозможно влиять на человека ни словом, ни красотой. Благодаря этим привычкам нормы общественной сознательности и морали становятся духовным приобретением личности. Без них невозможно самовоспитание, уважение самого себя.
Моральная истина становится святым, потому что человек принимает близко к сердцу благородство этой истины: делай так, потому что делать иначе не позволяет уважение к самому себе. Чувство стоит на страже сознания.
Именно в подростковом периоде эти истины моральной культуры должны войти в привычку, потому что в этот период осмысливается характер идей.
Как же воспитать в подростке эти моральные качества?
Нужно знать, что в подростковом периоде большое значение в моральном развитии имеет единство сознательности и моральных чувств.
Важно пробуждать в детях отзывчивость, чуткость ко всему, что происходит вокруг. Чтобы подростки принимали близко к сердцу, познавали не только сознанием, но и чувствами.
Учить видению моральной стороны явлений, взаимоотношений между людьми, познанию мира сердцем (не пройти мимо, откликнуться на просьбы).
Эмоциональная оценка своих поступков: не только хороших, но и плохих. Когда ребёнок проживает «нельзя», у него вырабатывается моральная ориентация личности в обществе.
Взаимосообразность морального принципа и поступка: нельзя напоминать постоянно о том, что ребёнку не стать таким, каким он мечтает, если он совершил плохой поступок ( вот другие герои, а ты не такой). Нельзя обесценивать мечты. Всему есть место и мера.
Существует даже особая программа моральных привычек:
Доводить начатое до конца;
Выполнять работу не как-нибудь, а только хорошо;
Не перекладывать свою работу на других;
Помогать старым, слабым, одиноким;
Согласовывать свои желания с моральным правом;
Никогда не допускать, чтобы удовлетворяя свои желания, родители испытывали трудности;
Согласовывать свои радости с потребностями других людей;
Не допускать, чтобы мои радости доставляли кому-то заботы или боль;
Иметь мужество признаться в своих проступках.
Важно то, чтобы главным побуждением к хорошим поступкам, была наша воля и совесть. Воспитание не должно сводиться к приказам и бездумному подчинению.
Подросток всегда должен чувствовать, что без его воли хороший поступок был бы невозможен.
Нужно, чтобы подростки умели признаваться в предосудительных поступках и умели оценивать своё поведение.
Наказание в воспитании нравственных привычек — вещь недопустимая. Наказание требует огромной выдержки и такта. У хорошего мастера этот «инструмент» всегда наготове, но он им никогда не пользуется.
Там, где процветает наказание, где за каждый отрицательный поступок предусмотрено наказание, не может быть и речи о нравственных привычках.
Самый большой вред, который причиняют детям и подросткам непродуманные, применённые сгоряча наказания, заключается в том, что наказанному уже не нужно прилагать внутренние духовные силы к тому, чтобы стать лучше.
Большая мудрость в словах Ф.М.Достоевского: наказание освобождает от мук совести.
Значительно легче наказать, чем добиться того, чтобы человек переживал собственную вину, карал себя своей совестью. А ведь собственный голос совести в годы детства и особенно отрочества имеет огромную силу. Нужно, чтобы подросток, осмыслив свой дурной поступок, переживал мысль: я должен быть не таким, какой я сейчас. Переживание собственной вины — важный источник непримиримости и нетерпимости к дурным поступкам других.