Вовлечение детей в творчество нужно, чтобы: пробудить задатки и наклонности, дать радость творчества, выработать умения и навыки, необходимые в будущем.
Мастерство того, кто учит — это искра, зажигающая огонёк наклонности, пробуждающая вдохновение.
Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев идут ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, тем ярче творческая стихия детского разума, тем точнее и тоньше, сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия.
Чем глубже взаимодействия руки с природой, тем больше наблюдательности и пытливости, зоркости и внимательности.
Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
Мастерство зависит от умственных и физических сил ребёнка.
Ребёнок должен наблюдать не только глазами, но и руками. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, а мастерство черпает свои силы в разуме.
Развивая мастерство рук, мы развиваем разум.
Мастерство переживает сложные трансформации. Очень редко человек становится тем, кем он мечтал стать в детские годы.
Физический труд тесно связан с умственным воспитанием. Мастерство рук — материальное воплощение пытливого ума, смекалки и творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы ребёнок руками осуществлял свой замысел.
Ребёнок должен думать, работая руками, и работать руками, думая.
Все интеллектуальные операции должны проходить в трудовом процессе.
Знание научных истин — это ключ проникновения в тайны природы.
Детям открывается лавина знаний и впечатлений, чтобы это осмыслить и пережить нужна среда или фон для переживаний — природа.
Для того чтобы происходило логическое познание: чувство удивления перед могуществом нашего разума, а в этом чувстве — источник жажды знаний.
Детям нужно идти туда, где «равнодушная природа сияет вечной красотой» (Пушкин).
Интеллектуальное развитие должно совершаться в общении с природой.
Творчество — это деятельность, в которую человек вкладывает частицу своей души: чем больше души вкладывает, тем богаче становится сам.
Возможности для творчества безграничны. Начинается оно со слова. Словотворчества. Благодаря ему ребёнок становится чувствительней к слову и красоте.
Убогость слова — это убогость мысли, а убогость мысли ведёт к нравственной, интеллектуальной, эмоциональной, эстетической «толстокожести».
Слово — один из главных инструментов воспитания. В слове аккумулируются отношения между людьми, слово выражает идею, а идея — столбовой корень воспитания. Сердце ребёнка должно быть открыто слову, мыслями, убеждениям, поучения.