Чувство привязанности — основа важнейшей духовной потребности, без которой нельзя представить отношений между людьми.
Источником радости, полноты чувств и переживаний для каждого ребёнка должно быть общение с другими ребятами. Каждый ребёнок должен вносить в коллектив что-то своё, творить счастье и радость для других людей.
Многогранность детской жизни.
Познание человека начинается в семье — начинается с того момента, когда, убаюкиваемый материнской песнью, ребёнок впервые улыбается маме.
Важно, чтобы первые мысли о добром, прекрасном, сердечном, что есть в мире — о любви человека к человеку — пробуждались на личном опыте, чтобы самыми дорогими для ребёнка стали мать и отец.
Детский коллектив лишь тогда становится воспитывающей силой, когда он возвышает каждого человека, утверждает в каждом чувство собственного достоинства, уважения к самому себе. Ведь подлинная материнская и отцовская любовь своей духовной сердцевиной имеют то, чтобы сын и дочь, почувствовав уважение к самому себе, переживали стремление быть хорошими людьми.
У опытных педагогов В.Сухомлинский находил ценнейшие крупицы творчества, смысл которых сводился к тому, чтобы ребёнок гордился сам собой, своими поступками, оберегал свою честь, достоинство.
Многогранность жизни детского коллектива — это не только содружество единомышленников, объединяемых едиными целями, общим трудом, но и взаимная чуткость друг к другу, душевная способность познавать и умом и душой чужие радости и горе.
Благородство стремления быть хорошим: не напоказ, а из органической потребности чувствовать своё благородство. Забота о возвышении человеческого достоинства. На этом должны строиться человеческие отношения.
Ребёнок познаёт все оттенки человеческого. Делается требовательным к человеку. Подростки замечают все качества в человеке, дают им оценку.
Для воспитания ребёнка важно, чтобы моральные качества людей, окружающих подростка, отвечали принципам, нормам, идеалам, раскрывающимся перед ними.
Коллектив — все те, с кем подросток вступает в разнообразные отношения.
Коллектив — не безликая масса. Это богатство индивидуальностей. Воспитывающая сила заключается не в организации, а начинается с того, что есть в каждом человеке, что он даёт людям, и что с него берут.
Богатство каждого человека — основа жизни коллектива.
Коллектив имеет воспитывающую силу, когда есть совместная деятельность, в которой раскрывается одухотворённость труда благородными целями.
В подростковом возрасте ребёнок не только открывает человека, но и ищет его.
В хорошем коллективе ребёнок чувствует свои положительные и отрицательные стороны. С трудом в коллективе ребёнок утверждает желание быть лучше и совершенствовать себя. Коллектив должен быть одухотворен идеей, иметь содержание. Ребёнок должен что-то отдавать в коллектив, чем-то обогащать его жизнь.
Что должно быть в товарищах: ум, одухотворённость трудом, творчество, благородные моральные качества.
Пополнение индивидуальных богатств зависит от личной духовной жизни каждого подростка. И чем дальше, тем больше.
Нужно открывать индивидуальность подростка: открыть ту творческую жилку, которая возбудила бы интерес к целой области знаний, зажгла интеллектуальные чувства, нашла своё проявление в моральных отношениях. У человека должны быть мысли о любимом деле.
Эмоциональное состояние коллектива — состояние радости, воодушевления — большая духовная сила, объединяющая детей, пробуждающая в равнодушных сердцах интерес к тому, что делает коллектив, чем он занят.