Литература для детей раннего возраста почти не выходит за рамки материнской поэзии. Она ограничена миниатюрами: это лирические, примитивно-сюжетные, ритмичные, мелодичные, музыкальные сказки и стихи.
Интонация и пафос взрослых влияют на ребёнка.
Восприятие годовалого читателя заметно взрослее младенческого: ребёнка интересуют предметы, их детали.
Наступает время знакомства с предметным миром, время любознательности и любопытства, время манипулятивных и предметных игр.
Ребёнок начинает всё больше рассматривать картинки, собирать пирамидки, играть игрушками.
Теперь ребёнка интересуют простые действия персонажей, особенно те, которые ему близки: умывание, прогулка, сон.
В это время ребёнок начинает осознавать себя. Возможно поэтому стихи и сказки для детей до трёх лет часто построены как разговор с маленьким слушателем. Малыш стремится активно поддерживать общение: подражает взрослому, повторяет за ним, подсказывает слова и слоги.
Дитя не умеет строить фразы, но общается, выполняя игровые Команды.
Почему в основном колыбельные и стихи придуманы для женского голоса? Потому что раннее детство — это возраст, в котором взрослые традиционно ценят и воспитывают у ребёнка «женственность»: нежность, чуткость, пластичность, лиризм.
Примерно до трёх лет у детей преобладают два вида восприятия литературных произведений:
- Сохраняется освоенное в младенчестве эмоционально-непосредственное «читательское» восприятие, когда малыш переживает произведение, не понимая его, но резонируя чувствам взрослого.
- К этому резонирующему восприятию добавляется энергичное игровое восприятие стихов, сказок, песенок, когда двух-трёхлетний малыш переживает стихи и сказки не только внутренне активно, но и внешне — в движении, в игре.
Стихи-игрушки для малыша:
Держим руку малыша, пальцами другой руки шагаем по детской ручке со словами:
Пробегала мышка в норку,
Утащила с полки корку…
Затем придумаем место для норки у ребёнка, например, на шейке. И отправляем туда мышь со словами:
Вот тут она её съела!
Почему для ребёнка этого возраста так важны чтение-игра?
Потому что он не может долго сидеть на месте и слушать.
Но нужно пытаться формировать привычку к книге, которая легко возникает у ребёнка уже в младенчестве. Если мы будем регулярно читать с ним, — это первый и необходимый шаг к формированию привычки к чтению.
Когда мы просто читаем и читаем-играем с малышом, он приобретает малышковый читательский опыт: наши стихи и сказки становятся его игрушками.
Важно то, что слова, словосочетания закрепляются в детской памяти неотрывно от мимики и жестов, переживаний, которые испытывает ребёнок.
В детском сознании запечатлеваются целые ряды связей между звуками речи, интонациями. Это — основа для будущих словесных связей.
Зарождаются первые привязанности к отдельным произведениям, первые предпочтения.
Так формируется основа, на которую будет опираться вся психика ребёнка, а потом и взрослого человека. Результаты внутренней работы почти не видимы. Но они бесконечно важны (из книги В.Левина).