Первые шаги на пути к вершине нравственной человеческой красоты.
Если ребёнок только потребляет радости, не добывая их трудом, напряжениям духовных сил, его сердце может стать холодным, чёрствым и равнодушным.
Огромной нравственной силой, облагораживающей детей, является творение добра для людей.
Важно, чтобы ребёнок сердцем чувствовал, что есть люди, нуждающиеся в помощи, заботе, ласки, участии.
Источник детской совести — сопереживание чувств тех людей, у которых на сердце горе и невзгоды.
Высшая человеческая радость, без которой невозможна нравственная красота — способность откликаться на чужое несчастье.
Знать людей нельзя без знания конкретной человеческой личности.
Самое трудное в воспитании — научить чувствовать.
Учить детей чувствовать — прежде всего передавать им свою эмоционально-нравственную культуру.
Культура чувств невозможна без глубокого понимания душевого состояния человека.
Сопереживание: ставить себя на место человека, у которого случилась беда.
Сложное: делать благородные поступки из внутренних побуждений, а после переживать глубокое чувство удовлетворения.
Никакой похвалы за доброту.
Опасно ставить человечные поступки себе в заслугу. Потом будут выпускать порции доброта. Доброта должна быть обычным делом. Обычным состоянием человека, как мышление. Войти в привычку.
Важно пробуждать порыв сердечной участливости, готовность к доброму поступку.
Нужно учить уважать старших, учиться у них. Нельзя быть самоуверенным и самонадеянным. Есть вещи, которые посильны только старости, потому что в ней — мудрость многих поколений.
Уважение рождается из общности духовной жизни отца, матери, детей.
Уважение — это не простое знание занятий родителей.
Уважать родителей — это значит выражать в чем-то самого себя, видеть себя в чем-то, созданном своими руками.
Любовь детей к матерям и отцам — это радость затраты духовных сил во имя того, чтобы принести счастье любимому человеку.
Уважение и почитание старших тем сильнее, чем глубже осмысливается и переживается недопустимость поступков, корни которых уходят в низкую культуру.
Чувство любви родителей и детей должно быть проникнуто взаимным долженствованием. Любя своих детей, учите их любить вас, не научите — будете плакать на старости лет. Эта истина должна быть требованием.
Как же учить детей любить своих родителей?
Ребёнок с малых лет должен научиться видеть людей. Научиться понимать то, что каждый человек имеет право на радость, счастье и неприкосновенность своего мира. Ребёнка надо учить сочувствовать, сопереживать, жалеть людей.
Нет ничего важнее в семейной жизни, чем духовное соучастие ребёнка во всех делах, совершаемых человеком для человека. Детям надо показывать, как соучаствовать в духовной жизни семьи.
Если у вас есть ребёнок дошкольник, то можно провести с ним небольшой психологический эксперимент: попросить его нарисовать рисунок семьи, чтобы посмотреть, как ребёнок изобразит свою семью. В идеале ребёнок должен нарисовать себя посередине, а с двух сторон маму с папой. И солнышко. Можно проверить сколько мы даём ребёнку тепла, чем мы наполняем своего малыша.
Кто скупо сеет, тот скупо и пожнёт. Кто щедро сеет, тот щедро и пожнёт. Что даём, то и получаем. Даём любовь, любовь и пожинаем. Даём раздражение или злобу, то и возвращается.
Даём «нам некогда», и в ответ слышим тоже. Родители думают, в кого же они? Дети отзеркаливают нас.