Попробуйте представить своего ребёнка взрослым человеком…
Каким же он станет? В чём будет его радость, чем он будет восхищаться и чем возмущаться, в чём будет его счастье и какой след он оставит на земле?
Я стремлюсь к тому, чтобы переложить в детские сердца нравственные ценности, которые были созданы давно и которым следуют мои родители.
Не нужно говорить детям те слова, которые они ещё не понимают. Ибо то, что свято для нас, для детей может стать пустым звуком.
Воспитание многих качеств начинается с того времени, когда ребёнок начинает видеть, познавать и оценивать окружающий мир.
Очень важно, чтобы детям было дорого то, что создано старшими поколениями.
Дети особенно чувствительны к слову, образу и душевному миру другого человека.
Познание ребёнка мира и самого себя не должно быть односторонним. Нельзя беззаботно наслаждаться жизненными благами. Нужно познавать свою ответственность за материальные и духовные ценности, созданные старшими поколениями.
От того, что открылось ребёнку в окружающем мире в годы детства, что его изумило, восхитило и заставило плакать — не от личной обиды, а от переживания за судьбы других людей, — от этого зависит, каким человеком он станет.
Перед детьми открывается многогранный мир с его противоречиями и сложностями, счастьем и горем, красотой и уродством.
Все, что происходит в мире, ребёнок разделяет на добро и зло. Чтобы заложить в ребёнке основу человечности, надо дать ребёнку правильное видение добра и зла.
Всё, что дети узнают о мире, должно пробуждать в них глубокие нравственные чувства.
Добро — вызывать радость и восхищение, зло — непримиримость и негодование.
Душа ребёнка не должна быть холодным хранилищем истин. Большой порок — это равнодушие, бесстрастность.
Без эмоциональных переживаний нельзя стать человеком возвышенных идеалов.
Волнующие рассказы потрясают детей, почему они хотят снова и снова их читать? Переживание рождает прилив духовных сил.
Ребёнок становится непримиримым противником зла, становится сильнее, хочет пережить полноту своих нравственных сил.
Яркий пример, в котором идея воплощена в живых человеческих страстях, примерах и подвигах, обладает большой силой воздействия на духовный мир ребёнка. Детям не нужно растолковывать, как понимать сущность поступка; когда идея и образ слиты воедино, ребёнок прекрасно понимает идею. Для героев характерна важнейшая черта, представляющая сущность моральной красоты — готовность отдать все силы и жизнь ради счастья людей. Эта черта вызывает восхищение. Формируется нравственный идеал.
Нравственный идеал рождается в сердце тогда, когда человек всматривается в самого себя, сравнивает себя с тем, кто является в его представлении образцом моральной красоты — верности убеждениям, мужественности, стойкости. Важно показать единство личной судьбы и судьбы человечества.
Слова о любви к людям — ещё не любовь.
Настоящая школа сердечности — это семья, отношения между родными, братьями, сёстрами.