Труд — могучий воспитатель.
Но он имеет силу лишь тогда когда не оторван от эмоциональных, интеллектуальных и моральных интересов.
Иначе это просто повинность. Труд должен стать духовной потребностью — особенно в годы становления человека.
Частая причина лени — не от ничегонеделания, а от того, что работа человека не вдохновляет, не оставляет хорошего следа в эмоциональной памяти.
Человек должен испытывать гордость за то, что он создаёт.
В подростковом периоде к человеку должна прийти мысль: Кто я? Где смысл жизни? На что я способен?
Эти мысли возникают у человека, когда он в чем-то себя проявил, в чем-то достиг результатов.
Человек должен почувствовать, что может материализовать свой ум и своё творчество.
Особое значение имеет дисциплина труда. Выполнение режима дня, преодоление трудностей — это средство волевого самовоспитания. Для любого дела нужно свободное время.
Когда человек работает по собственному желанию в своё свободное время, тем больше начинает ценить своё свободное время и учиться им пользоваться.
Труд — это волевая закалка. Это как подъем на гору, каждый шаг — огромное усилие на пути к вершине для утверждения собственного достоинства. Взойдя на гору, человек ощущает себя сильным, готовым к преодолению новых трудностей.
Никакие трудности не могут освободить человека от труда: работать нужно всегда.
Азы жизненной мудрости: радости жизни оплачиваются трудом, их нужно добыть: это мысль должна быть личным убеждением человека.
Трудовая жизнь ребёнка должна начинаться как можно раньше . Детский труд — прочная основа для формирования у детей первых нравственных понятий.
Воспитание на каждом шагу встречает трудности: нужно уметь их видеть и преодолевать. Правильно определить, что посильно и непосильно для ребёнка, что от него можно и что нельзя требовать.
Не нужно рано включать ребёнка в оплачиваемый труд — это может привить корыстолюбие, дух стяжательства. Сначала нужно приобрести нравственный опыт безвозмездного труда.