Если на плодородной земле не культивируется виноград, если земля не орошена пОтом, то на ней вырастает чертополох, хотя чертополох никто не сеет (В.Сухомлинский).
Так и с душой человека. В годы детства ее нужно оберегать от зла утверждением добра. Нравственное уродство может созреть в ребёнке и тогда, когда его никто и не учит злу — достаточно только человека не учить добру, не беречь чистоту души. Нужно постоянно оберегать чистоту души!
Нужно беречь душу от душевной пустоты (человеческое равнодушие, невозможность творить добро, нет чувства собственного достоинства).
Душа должна быть заполнена святынями:
Вера в добро,
Вера в творении добра для людей;
Вера в преобразующую силу труда, трудом человек создаёт свою собственную красоту;
Вера в самого себя, умение видеть в себе добро и ум, способность переживать чувство гордости за самого себя, за свои успехи;
Вера в способность чувствовать себя великой творческой силой.
Эти идеи должны воплощаться в поступки и действия.
И ребёнок должен видеть сделанное собой добро. Ребёнок созданием добра должен выражать своё духовное человеческое естество. Творить добро не для человеческих глаз, а для себя, из своих внутренних побуждений — добрая половина всех секретов воспитания.
Нужно беречь от бездушного и бессердечного отношения к человеку, к людям. Должно быть уважение к мыслям, желаниям, чувствам других людей.
Каждый имеет право на счастье. Уважать человека — это означает избегать глубокого прикосновения к самому чувствительному и больному.
Душа ребёнка должна быть бесконечно чуткой к слову.
Слово — это могучее средство оберегания души ребёнка от грубости, бессердечности, тупости, толстокожести.
Нужно учить детей познавать человека сердцем. А сердце пробуждается словом.
У детей высоко развита способность перевоплощаться, представлять себя на месте другого человека. В этой способности — источник сопереживания.
Кто научился сопереживать, тот научился уважать другого человека — щадить его чувства и переживания.
Восприятие изменений, оттенков душевного состояния человека развивает и облагораживает эмоциональную память ребёнка: он запоминает не только умом, но и сердцем, что видит глазами, что переживает сам.
Чуткость к душевному состоянию людей — один из главных показателей эмоциональной культуры ребёнка.
Надо оберегать детскую душу от эгоизма, индивидуализма.
Центр вселенной для ребёнка — его личные желания . Все чувства и отношение к себе и другим людям вырастают на почве личных желаний и зависят от того, как они удовлетворяются. Человек для эгоиста — это не безграничный мир мыслей и переживаний, а источник наслаждения или нейтральное существо, которое не может принести ему никакой пользы.
Основное лечение от эгоизма — научить ребёнка управлять своими желаниями. Ребёнок должен осмыслить, что он живет среди людей и что у каждого человека есть желания, которые он стремится удовлетворить.
Чтобы дети уважали людей, необходимо прежде всего уважение человеческих желаний и интересов.
Не может быть индивидуального желания, которое бы не затрагивало духовного мира других людей. Поэтому, чтобы жизнь была согласованной гармонией, каждый человек должен идти навстречу закономерным желаниям других людей, подчинять свои желания гармонии жизни.
Ориентироваться в сложной системе — хочу, нельзя, можно, нужно — это умение требует от ребёнка большой сердечной чуткости к духовному миру других людей. Ребёнок должен быть сам творцом этой гармонии.
Оберегание чистоты души от зла — равнодушия.
Равнодушие опустошает душу, обедняет и без того убогий мир моральных ценностей эгоизма.
У такого человека нет идеалов. Нет дорогого существа, которому бы он отдавал своё сердце.
Первая предосторожность от равнодушия: для ребёнка в жизни не может быть ничего, что не волновало бы его сердце.
Детскую душу нужно защищать от неправды, обмана, фальши, от всего, что делается для «формы». Создать видимость благополучия, выдать чёрное за белое — все это воспитывает подлость, лицемерие, равнодушие.
Когда ребёнок видит, что взрослые пытаются показать действительность не такой, какая она есть, он теряет веру в правду.
У него укрепляется убеждение, что каждый старается приспособиться и в жизни: говорить не то, что думаешь, а то, что нравится… рождается подхалимство и лесть. Взрослые могут не замечать этого, однако дети все чувствуют.
Беречь чистоту детской души — это значит воспитывать правдой.
Нужно оберегать детей от лености, безделья, привычки выполнять работу кое-как. Лень развращет душу человека. Бесполезно принуждение и контроль. Особую разновидность лени представляет собой полная инертность духовных сил, отсутствие внутренних стимулов, которые бы заставляли человека работать лучше.
Лень уродует душу ребёнка тем, что она лишает его самого главного внутреннего духовного стимула деятельности- вдохновения. Вдохнуть в душу ребёнка желание — означает дать ему счастье творчества.
Искусство пробуждать в детской душе вдохновение — спасает ребёнка от безрадостного существования, уродливого взгляда на труд как на обузу.
Первоисточником лени является леность мысли. Вдохновение начинается от пробуждения мысли, в мысли та искра желания утвердить себя в работе. Вдохновение — эта та внутренняя сила, которая заставляет работать.
Оно нужно во всех видах умственного труда.
Нежелание работать начинается с того, что у ребёнка спит мысль, а мы пытаемся принудить, чтобы руки трудились. Руки же без мысли не могут пробудить вдохновения.
Нужно добиваться гармонии в игре мысли и рук.
Ещё одна опасность для детской души — честолюбие. Болезненные стремления к почестям и похвалам — болячки детской души. Захваливание порождает искажённое представление о некой исключительности умственных сил и способностей. Оно таит в себе угрозу лености мысли, убогости запросов и интересов.
Честолюбие — обратная сторона бездушности.
Блестящие способности должны встречать более трудные задания. Вот и все. Картина становления и развития способностей должна быть живая и подвижная.
Нужно спасать от инфантилизма. Это изъян духовного развития человека, который заключается в моральной незрелости. Инфантильная беспомощность ведёт к инфантильности мысли (детское представление о сложных жизненных явлениях).
Должно быть единство нравственной и трудовой зрелости, единство физической и духовной закалки личности. Такой зрелости никогда нельзя достигнуть, если ребёнку всё легко и он не встречает трудностей, не напрягает усилий.
Познавая на собственном опыте, что такое настоящая работа, подростки убеждаются в том, что без преодоления трудностей невозможна жизнь. Такой опыт учит думать не по-детски, а как взрослый человек.