Язык — духовное богатство народа. Сколько я знаю языков — столько раз я человек (народная мудрость).
Но богатство, воплощенное в сокровищах языков других народов остаётся для человека недоступным , если он не овладел родной речью, не почувствовал ее красоты.
Чем глубже человек познает тонкости родного языка, тем тоньше его восприимчивость к игре оттенков родного слова, тем больше подготовлен его ум к овладению языками других народов, тем активнее воспринимает сердце красоту слова.
Важно познавать эмоциональные, эстетические, смысловые оттенки родного слова. Нужно уметь чувствовать красоту языка, бережно относиться к слову и заботиться о его чистоте.
Речевая культура человека — это зеркало его духовной культуры. Важнейшим средством воздействия на ребёнка, облагораживания его чувств, мыслей, души, переживаний являются красота и величие, сила и выразительность родного слова.
Через слово красота входит в душу детей. Слово — орудие, с помощью которого у детей открываются глаза на богатство окружающего мира.
Учимся рассказывать свои чувства и переживания. Пишем сочинения — важнейшая форма работы по развитию речи и мысли.
Важно добиться того, чтобы представление о предмете вошло через слово не только в их сознание, но и в душу и сердце.
Поэтому нужно водить детей к живому источнику слова и мысли. Слово должно быть окрашено эмоционально-эстетически. Это и есть источник детского творчества.
Творчеству надо учить. Описывать самим взрослым. Сначала дети повторяют чужое описание, затем создают своё. Выработка эмоционально-эстетической чуткости (подбор нужного слова, не какое попало).
Красота слова ярче всего воплощена в поэзии. Дети учатся слушать музыку слова.
Поэта в душе пробуждает человеческое чувство прекрасного.
Без воспитания этого чувства ребёнок останется равнодушным к красоте природы и слова, существом, для которого бросить камушек в воду и поющего соловья — одно и то же.
Дать ребёнку радость поэтического вдохновения — такое же важное дело, как научить писать и читать.
Поэтическое творчество — высшая ступень речевой культуры, а речевая культура выражает самую сущность человеческой культуры.
То, что дети сочиняют стихи — это не исключительный случай, это нормальная игра духовных сил, творческий огонёк, без которого нельзя представить полноценного детства.