Младенец делает для себя открытие: оказывается, своим плачем можно повлиять на поведение тех, кто удовлетворяет его желания и потребности. Крик — могучий сигнал и регулятор, чтобы ускорить удовлетворение детских желаний — ребёнок переживает первое эгоистическое удовлетворение: всё, что захочу, будет сделано. Именно с этого начинается ненормальная социализация: человек начинает познавать себя не с той стороны, с какой нужно.
От того, как мать реагирует на крик младенца, как удовлетворяются его желания и как на основе этих желаний создаются потребности, зависит моральное здоровье человека.
Огромное значение имеет реакция на детские желания. От этого зависит отношение ребёнка к другим людям.
Ребёнок с первых шагов своей сознательной жизни не учится различать желания и потребности. Всех людей ребёнок в будущем будет рассматривать лишь как источник удовлетворения своих желаний.
Единственное мерило, которым он познаёт мир: собственное желание.
Если ребёнок испытал горе впервые и заплакал, познав умом и сердцем горе другого человека, мы правильно поставили его на толпу социализации.
Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения!(Экзюпери).
Каким станет человек, зависит от того, каков он в общении с другими людьми, какие мысли вызывает у него это общение и к чему это направляет его волю.
Источником радости и огорчения для ребёнка должен стать окружающий мир, а не только личное благополучие.
Вначале можно любое занятие превратить в детскую игру (работа в огороде, уборка, забота о животном). Затем игра превращается в увлечение трудом.
Важно, чтобы у ребёнка появился личный интерес, выражающийся беспокойством о чем-то. Чтобы не было этого эгоистического чувства, где у ребёнка все радости и горести вращаются только вокруг собственного Я.
Забота, которая не связана с личными потребностями, — прекрасное лекарство от детского эгоизма (Сухомлинский).
У подростка уже должно быть чувство ответственности и зависимости от общего коллектива — семьи. Важен правильно организованный семейный коллектив. А не просто соседство с близкими.
Нет опаснее пассивного соседства с хорошим человеком — это наилучшая среда для развития эгоизма, насилия над близкими (Макаренко).
Чтобы ребёнок чувствовал сердцем другого человека важно, чтобы ребёнку не было безразлично, что в сердце его друга. Тут важно быть настоящим человеком.
Нужно оттачивать чуткость сердца, чтобы он видел чувства, переживания, радости и горести в глазах людей, с которыми соприкасаются часто или случайно.
Учить чувствовать — самое трудное, что есть в воспитании. Любовь маленького ребёнка к матери, отцу, если она не одухотворена творением добра, превращается в эгоистическое чувство: ребёнок любит маму постольку, поскольку мама является источником его радостей, нужна ему для радостей. Важно, чтобы он делал что-то для счастья людей.
А надо воспитывать в детском сердце подлинно человеческую любовь — тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека.
Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе о судьбе другого человека.
Важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться. Чем больше заботиться, тем более чутким становится его сердце к товарищам и родителям.
Жить в обществе — это значит уметь поступиться своими радостями во имя благополучия, покоя других людей.
Школа эгоизма: когда мать пытается отвлечь ребёнка от всего мрачного и грустного. В нашей жизни есть не только радости, но и горе.
Нравственный облик личности зависит в конечном счёте от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребёнок не узнал, что такое горе, страдание, он вырастет эгоистом, будет глухим к людям.
Надо, чтобы дети узнали высшую радость — радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке.