Учимся любить читать и писать

Трудное и утомительное, неинтересное дело — чтение и письмо в школе.

Тогда учение превращается в чисто книжное дело.

На уроке ребёнок напрягает усилие, чтобы различить буквы. Буквы прыгают перед глазами и сливаются в узор, в котором невозможно разобраться.

 

Учимся любить читать и писать

 

Дети легко запоминают буквы и слагают из них слова, когда это занятие озарено каким-то интересом, связано с игрой, а от ребёнка никто не требует обязательно это запоминать.

Педагогическая мудрость заключается в том, чтобы ребёнок никогда не потерял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается.

Каждая работа — маленькое продвижение вперёд.

Уважайте детское незнание (Я. Корчак).

Оценки нужны тогда, когда ребёнок сможет уже понимать зависимость качества своего умственного труда от личных усилий, затраченных на учение.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Это мир должен окружать его и во время учения. От того, как он будет чувствовать себя, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям.

Для многих эта ступенька становится камнем преткновения. Главное, не терять веру в свои силы в начале жизненного пути (в период обучения).

Дети не должны чувствовать усталости, чтобы каждый шаг к знаниям был гордым взлётом птицы, а не усталой ходьбой обессилевшего путника, изнемогающего под непосильной ношей за спиной.

Нужно совершать путешествия к «истоку» слова.

Слово — не просто обозначение вещи, предмета, явления, оно несёт в себе эмоциональную окраску — свой аромат, тончайшие оттенки.

Дети должны вслушиваться в слово, как в чудесную мелодию. Важно, чтобы красота слова и красота той частицы мира, которое это слово отражает, пробуждала интерес к тем рисункам, которые передают музыку звуков человеческой речи — к буквам. Аромат слова и его тончайшие оттенки нужно прочувствовать, после начинать обучение грамоте.

Процесс обучения письму и чтению будет лёгким при условии, если грамота станет для детей ярким и захватывающим куском жизни, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. То, что ребёнок обязан запомнить, прежде всего должно быть интересным.

Обучение грамоте надо тесно связывать с рисованием (Луг — буква «Л»).

Для детей буквы — это рисунки. И каждый рисунок что-то напоминает.

Чуткость к музыке природы помогает детям почувствовать звучание слова.

Запоминается начертание каждой буквы, дети вкладывают в каждый рисунок живое звучание, и буквы легко запоминаются.

Рисунок слова воспринимается как что-то целое, слово читается — это чтение является не результатом длительных упражнений по звуковому анализу и синтезу, а сознательным воспроизведением звукового, музыкального образа, соответствующего зрительному образу, только что нарисованному детьми. При таком единстве зрительного и звукового восприятия, проникнутого богатством эмоциональных оттенков, вложенных и в зрительный образ и в музыкальное звучание слова, одновременно запоминается и буква, и маленькое слово.

Это практическое осуществление того, что доказано наукой: легче запоминается то, что не обязательно запомнить; эмоциональная окраска воспринимаемых образов играет исключительно большую роль в запоминании.

«Луг»

«Роса»

Сходство букв с предметами окружающей среды — это по существу фантазия, сказка, творчество детей.

На первую ступень познания поднимаемся в процессе игры: их умственная жизнь должна одухотвориться красотой, сказкой, музыкой, фантазией.

Чем ближе дети к первоисточнику мысли и слова — к окружающему миру, тем богаче и выразительнее будет их речь.

Чтобы ребёнок стал умным и сообразительным, надо в раннем детстве дать ему счастье художественного видения мира.

Пусть в годы детства навсегда запечатлится красота родного слова, окружающего мира.

Дети добрую половину своих лет остаются прежде всего детьми.

Когда мы даём детям готовые истины, умозаключения, но не даём возможности приблизиться к источнику мысли и живого слова, связывая крылья фантазии и творчества.

Из деятельного ребёнка превращается в запоминающее устройство.

Духовая жизнь полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Но учение детей — не сплошная игра и постоянное удовольствие.

Чем раньше ребёнок начал читать, чем органичнее связано чтение со всей его духовной жизнью, тем сложнее мыслительные процессы, протекающие во время чтения, тем больше даёт чтение для умственного развития. У ребёнка, научившегося читать до 7 лет, вырабатывается очень ценное умение: его зрительное и мыслительное восприятие слова и части предложения опережает произношение вслух.

Читая, ребёнок не прикован к слову, он имеет возможность на какую-то долю секунды оторвать свой взгляд от книги и в это время думает, осмысливает, что будет сказано вслух.

Таким образом, ребёнок одновременно читает и думает, осмысливает, соображает.

Роль беглого, выразительного,  сознательного чтения в интеллектуальном развитии ребёнка (это одно из важнейших условий сознательного учения). Вот почему это облегчает весь процесс обучения в школе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Безнадёжный романтик
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: