Мальчики до семи лет развиваются значительно медленнее, чем девочки.
Ошибочно считать, что мальчики сильнее девочек, поэтому воспитывать их нужно значительно строже.
Исследования показывают, что мальчики развиваются медленнее, чем девочки. Их мозг развивается значительно медленнее (это связано с влиянием тестостерона). Поэтому мальчики более уязвимы: из-за таких различий любой стресс оказывает на них серьёзное влияние.
Из-за позднего созревания мозга мальчики могут начать говорить позже девочек, позже совершенствоваться в мелкой моторике.
Согласно теории привязанности, всем детям жизненно необходимо находиться рядом с мамой, папой, бабушками, которые проявляют заботу о них.
Эта мальчишеская уязвимость у мальчишек может привести к серьёзным психологическим проблемам.
Не только девочки эмоциональны. Мальчики куда более эмоциональны… Просто все свои эмоции, которые являются непереработанными (страх, грусть), они превращают в гнев. Именно из-за этих непереработанных эмоций они становятся агрессивными.
Язык мальчиков — это их поведение.
Родителям нужно эмоционально поддерживать детей, учить справляться со своими эмоциями.
Нельзя принижать способности своих детей.
Первые три года жизни мальчикам лучше проводить в семье, чем в детском садике (преждевременная социализация скорее вредна, чем полезна (Г. Ньюфелд)). Потому что дети до трёх лет не могут ещё в полной мере освоить навыки социального поведения. Особенно это важно для мальчиков, которые отстают от девочек на 6-12 месяцев.
Для ребёнка важно, чтобы в садике больше уделяли внимание на выстраивание отношений между детьми, чем на их развитие. Прежде чем отправить ребёнка в садик, надо убедиться, что он готов к этому психологически.
Пытаться поговорить с ребёнком о важном нужно тогда, когда он расслаблен: укладывание, купание.
Мы все забываем, что дети рождаются разными, не похожими друг на друга. С иногда абсолютно разными темпераментами. Особенно полезна следущая информация для мам мальчиков.
Австралийская писательница и педагог Мэгги Дент предложила рассматривать весь спектр темпераментов, на одном конце которого она поставила задиристых «петухов», а на другом ласковых «ягнят».
От родителей требуется научить детей тому, что они старались быть в середине этого спектра. Для этого нужно учить «ягнят» уверенности и смелости, а «петухов» — эмпатии.
Как распознать «мальчиков-петухов:»
желают быть независимыми;
хотят делать всё сами;
больше кричат, чем разговаривают;
во всём проявляют упрямство;
обладают неисчерпаемой энергией;
мало спят, ложатся поздно, а встают очень рано;
задают всегда много вопросов;
со всеми всегда спорят;
во всем хотят быть первыми;
хотят быть важнее всех;
часто злятся на других;
очень нетерпеливы, импульсивны;
ранимы и чувствительны к мнению других, хотя скрывают это за маской безразличия и равнодушия.
Родителям таких детей нужно научить их сочувствию, терпению, эмпатии, спокойствию, как можно скорее, иначе они могут вырасти эгоистами, зацикленными только на себя.
Однако нужно знать, что за всей этой эмоциональной агрессией скрывается уязвимость (чувствительны к неудачам), хотя скрывают все эмоции гневом.
Такие дети любят проверять границы, поэтому родителям нужно спокойно показывать эти границы. Нельзя кричать и ругаться, а тем более применять телесные наказания.
Как распознать «мальчиков-ягнят»:
много спят;
не любят много шума;
очень чувствительны к крикам и наказаниям;
любят больше быть одни;
спокойные;
долго привыкают и осваиваются в новых местах и среди людей;
у них мало уверенности в себе;
медленно принимают решения;
очень стеснительны;
долгая адаптация к переменам;
могут прятаться от родных.
Родителям таких детей нужно вырабатывать у них чувство смелости и уверенности в себе. Однако, чтобы не было травм, нужно меньше их заставлять что-то делать. Больше поддержки и слов понимания: «ты сможешь, когда будешь готов!».
Нельзя принуждать их общаться, если они боятся или не хотят.
Любому ребёнку независимо от темперамента нужно чувствовать, что его любят.
Мальчикам недостаточно говорить, что их любят. С ними нужно играть в то, что они любят.
Детей нельзя стыдить и бить.
Мэгги Дент выяснила, что дефицит игры в детстве негативно влияет на мальчиков.
Игра и движения важны для развития мозга в первые годы жизни. Мальчишкам особенно важны подвижные игры, а рисковые игры — важный элемент взросления.
Играя, ребёнок учится и социальным навыкам.
Если ребёнок плохо себя ведёт, совсем не значит, что он хочет расстроить своих родителей.
Плохое поведение — это результат неверного решения, принятого под влиянием гормонов, и импульсивности.
Нужно научить детей принимать правильные решения.
Алгоритм действий родителей, если сын снова что-то натворил:
- Успокойте и сделайте глубокий вдох;
- Поинтересуйтесь у ребёнка: «Ты это всё сам сделал?»
- Разъясните ребёнку, почему так больше лучше не делать;
- Вместе исправьте то, что ребёнок натворил.
Мальчики после четырёх лет становятся очень буйными, это связано с изменениями в гормональном фоне.
Для них выражать мысли и чувства с помощью слов — сложно, поэтому они делают это физически, через движения, непонятные, бешеные…
Детям нужно объяснять, что есть границы, которые надо соблюдать. Нельзя заваливать ребёнка огромным количеством правил, он этого не усвоит.
Мэгги Дент выделила три базовых правила:
- Постарайся не делать больно себе;
- Постарайся не делать больно окружающим;
- Постарайся не сломать предметы вокруг себя.
Этим правилам нужно учить детей с раннего детства.
С мальчиками постарше, которые совершили ошибку, нужно беседовать вот так:
- Понять, чего он хотел добиться своими действиями, и объяснить, что он сделал не так;
- Обсудить, как можно исправить последствия;
- Подумать, как нужно поступить в следующий раз в подобной ситуации;
- Простить и забыть.
- Признать ценность этого урока.
Как говорят великие педагоги, сильный характер не воспитывается унижением и насмешками. Его нужно вырабатывать: своим примером; своими беседами с детьми о выборе, ценностях, уважении к другим и благодарности, о том, как поступать в разных ситуациях (на помощь книги и фильмы).
Для подростков, которые не хотят слушать, можно писать выдержанные честные письма. Начиная и заканчивая добрыми словами ребёнку, а в середине то, что нас беспокоит.
«Давайте все постараемся стать добрыми наставницами для наших мальчиков — как мамы, тётушки и мудрые бабушки, — чтобы у каждого мальчика была тихая гавань, в которой можно будет набраться сил, если настанут трудные времена». Мэгги Дент