Самый чуткий к внешнему влиянию период — от 2 до 7 лет — самый ответственный в развитии человека.
Незаметно для себя самого он получает в это время из окружающего мира много знаний, умений, привычек, которые ложатся фундаментом в его психике.
Способность мыслить и говорить, владеть речью, выражать свои чувства, своё отношение к окружающему миру формируется именно в этот период.
Беспрерывно испытывая действие все новой и новой информации, ребёнок приобретает все возрастающее стремление к знанию. У взрослого это стремление превращается в осмысленную тягу к знаниям.
В чувственном познании мира в раннем детстве огромную роль играет эмоциональная память.
Нужно много образов чувственного восприятия мира.
Качества, которые нужно воспитывать в раннем детстве: наблюдательность, внимательность, и любознательность.
Эмоциональное богатство чувственного познания является также основой развитой, индивидуально богатой речи ребёнка.
Прочность памяти школьника в большой, возможно в решающей, мере зависит от того, насколько яркими, эмоционально окрашенными были слова, которые вошли в его сознание в детстве.
Эмоции ребёнка отличаются ясностью, тонкостью и непосредственностью
В формировании человеческой личности важную роль играет дошкольный и младший школьный возраст.
Великий педагог и писатель Л.Толстой утверждал, что “от рождения до пятилетнего возраста ребёнок берет из окружающего мира во много раз больше для своего разума, чувств, воли, характера, чем от пятилетнего возраста до конца своей жизни”.
Кстати, его мысль повторил и советский педагог А. Макаренко: “человек станет тем, чем он стал до пятилетнего возраста.”
Познание мира начинается для маленьких детей с познания человека. Добро и зло открываются перед ребёнком уже в том, каким тоном обращается отец к матери, какие чувства выражают его взгляды, движения.