Рассказала Пете на ночь сказку, как ёжик любовался на закат перед сном.
— Мама, а солнце уходит в землю?
Как много ещё нужно ему рассказать и показать. Показать, что наш мир не ограничивается посёлком, в котором мы живём. Конечно, он знает, что где-то ещё есть Африка, космос, океан и деревня, где живут бабушка с дедушкой…
Прежде чем начать путешествия по нашему земному шару, нужно рассказать о земле и солнце. Взять глобус, осветить его искусственным солнцем. Рассказать, что земля вращается вокруг солнца, а Луна — вокруг земли. Что пока у нас утро, в другой точке земли — уже ночь.
Но рассказывая про наш мир, нельзя забывать, что есть ещё мир судеб, тревог и забот. И об этом ребёнок тоже должен знать.
Мир, горизонт которого постепенно раздвигается перед ребёнком — это не только моря и океаны, континенты и острова, невиданные растения и животные, — это прежде всего люди, их труд и борьба за счастливое будущее. Дети должны входить в этот мир не бесстрастными наблюдателями, знающими, что и где делается, и умеющими рассказать об этом, а людьми, переживающими тревогу за судьбу человечества (Сухомлинский).
По совету Л. Толстого нельзя «перекармливать» детей знаниями и впечатлениями. Нельзя насыщать рассказы сведениями, ошеломляющими детей. Всего должно быть понемногу. Для этого и есть вся наша жизнь…