Трёхлетний ребёнок не только резонирует эмоциям взрослого, но переживает ритмы и мелодику произведения.
Добавляется интерес к предметам и вещам. В дошкольном возрасте читательское восприятие продолжает обогащаться. В это время ребёнку открывается и становится значимой для него новая сторона жизни. Он включается в игры с предметами, имеющими культурное значение: куклы, карандаши. Дошкольник открывает для себя назначение предметов.
Сначала детские игровые действия с предметом воспроизводят лишь внешнюю сторону действий взрослого: делает лишь то, что мама, по не ради результата.
Ребёнок моет посуду, но она не станет от этого чище.
Мир дошкольника заполняется предметами. Предметный мир становится материалом литературных произведений.
Богаче становится набор жанров и авторских интонаций.
Маленький читатель уже воспринимает простые сюжеты и отношения между персонажами и начинает сопереживать персонажам.
Взрослеют и детские игры: ребёнок играет в театрализованное воспоминание, своеобразный театр для себя.
Ранняя любовь к стихам и сказкам и игровое отношение к ним возникает в возрасте «от двух до пяти» естественно, не требуя родителей усилий. Достаточно, чтобы рядом с малышом был любящий взрослый, рассказывающий сказки и отвечающий на детские вопросы. Взрослый, который играет с ребёнком.
Главное, чтобы взрослый не погубил детскую непосредственность своими вопросами: «Ты всё понял?», «А как ты понял?».
Не нужно спешить «овзрослить» ребёнка, нужно поощрять его игры со стихами и сказками.
Если малыш исполняет стихи, как взрослый, то значит его читательское восприятие неполноценно, не опирается на непосредственные переживания, подменяется взрослыми штампами, не развивается.
Важная работа стихов и сказок — задавать игры, которые увлекают детей и в которых малыши чудесно общаются друг с другом.
Народная забава «стенка, стенка, потолок…».
Показываем на лице партнёра щёчку, щёчку, лоб, называя их: стенка, стенка, потолок…
Затем, не прикасаясь к лицу, шагаем по губам, показывая пальцами будто поднимаемся по ступенькам крыльца, произнося: две ступеньки и звонок…
Нажимаем на нос малыша: динь-дилинь!
А дальше диалог:
- хозяин дома?
- Дома
- Гармошка готова?
- Готова
- Можно поиграть?
- Можно.
Берем малыша за уши и играем на гармошке: трам-пам, тара-тири…
С фольклорными игровыми стихами нет проблем: они переходят из поколения в поколение.
Сначала я обсупился,
а дедушка — насупился.
Потом я обтворожился,
а дедушка — встревожился.
А после я обчаялся,
а дедушка — отчаялся… (М. Яснов)
Игра в английских мышек (С.Маршак)
Говорим детям:
Вы — мышки ночью. Встаём друг за дружкой и тихонько на носочках идём по тёмной комнате.
Автор ритмично начинает читать:
Вышли мышки как-то раз…
Дети повторяют. Ручки держат как мышки.
Затем остановились и ищем часы. Правую ладонь приставляем козырьком ко лбу и поворачиваемся вправо и влево.
Поглядеть которой час…
И вот мы увидели большие старинные часы. Стоят на полу, циферблат высоко, а под ним висят гири и раскачивается маятник. Опускаем руки вниз и сплетем пальцы вместе. Показываем, как раскачивается маятник влево-вправо.
Раз
Два
Три
Четыре
На четыре резко потянем гири вниз, до самого пола.
Мыши дернули за гири…
Замираем.
Шёпотом:
Вдруг
Раздался
Страшный
Громко:
Звон!!!
Пауза.
Убежали мышки вон (хлопаем в ладоши и мыши разбегаются).
Спящая кошка
Кошка ложится на коврик и закрывает глаза. Мышки стоят поодаль и говорят негромко:
Около окошка
Спит на солнце кошка.
Кошка с закрытыми глазами, потягиваясь и зевая, произносит лениво:
Летний день, жаркий день —
За мышами бегать лень.
Кошка засыпает. Мышки приближаются к кошке, и шёпотом говорят:
Мы пойдём к окошку
И разбудим кошку.
Прикасаются к кошке:
Кошка, кошка, хватит спать,
Ты попробуй нас…
Ведущий громко хлопает в ладоши и кричит:
Догнать!
Мышки убегают. Кошка ловит их.
К потешному фольклору относят и игровые произведения: словесные игры, молчанки, голосянки, скороговорки, перевертыши-небылицы, загадки.
В игре в голосянку, кому не хватает дыхания, тот проиграл:
На полянке спозаранку
Мы играем в голосянку.
Нам сказал телёнок:
- Му!
Мы мычим в ответ ему-у-у-у…
Ребёнок не сразу научиться отгадывать загадки, достаточно будет лишь спрашивать у него: «а знаешь такую загадку?». Лишь позднее ребёнок будет применять их по назначению.
Зачем нужны детям страшилки? И какие истории лучше детям не рассказывать
Страшные истории для детей имеют педагогическую ценность — они помогают подготовиться ребёнку к страшному в жизни.
Это и любопытство, и желание самоутвердиться, подсознательное стремление приобрести опыт преодоления страха, жажда испытания.
Но не все жуткие стихи и истории закаляют душу. Некоторые просто убивают, как, например, это: «Ехал Ваня на машине весь размазанный по шине».
Такой ужасный юмор не столько приуготавливает человека к борьбе с убийством, несправедливой силой и прочей мерзостью, сколько делает эту мерзость обыденной и привычной.
А не лучше ли для профилактики страха вместо весело исполняемых страшных историй предложить детям шуточные истории, рассказываемые страшным голосом?
Страшная ночная история с разбойниками
Стояла ночь
черным-черна,
как черная стена.
Текла река
издалека,
она была быстра.
Одна поляна у реки
огнем озарена,
на ней разбойники сидят
у яркого костра.
И вдруг воскликнул
атаман:
«Эй, Джонни!
Если ты не пьян,
потешь, дружок,
рассказом нас».
И Джонни начал свой рассказ:
«Стояла ночь
черным-черна,
как черная стена.
Текла река
издалека,
она была быстра.
Одна поляна у реки
огнем озарена,
на ней разбойники сидят
у яркого костра.
И вдруг воскликнул
атаман:
«Эй, Джонни!
Если ты не пьян,
потешь, дружок,
рассказом нас».
И Джонни начал свой рассказ:
«Стояла ночь
черным-черна,
как черная стена.
Текла река
издалека,
она была быстра.
Одна поляна у реки
огнем озарена,
на ней разбойники сидят
у яркого костра.
И вдруг воскликнул
атаман:
«Эй, Джонни!
Если ты не пьян,
потешь, дружок,
рассказом нас».
И Джонни начал свой рассказ:
«Стояла ночь
черным-черна,
как черная стена.
Текла река
издалека,
она была быстра.
Одна поляна у реки
огнем озарена,
на ней разбойники сидят
у яркого костра.
И вдруг воскликнул
атаман:
«Эй, Джонни!
Если ты не пьян,
потешь, дружок,
рассказом нас».
И Джонни начал свой рассказ:
«Стояла ночь
черным-черна,
как черная стена.
Текла река
издалека,
она была быстра.
Одна поляна у реки
огнем озарена,
на ней разбойники сидят
у яркого костра.
И вдруг воскликнул
атаман:
«Эй, Джонни!
Если ты не пьян,
потешь, дружок,
рассказом нас».
И Джонни начал свой рассказ…
Немало лет прошло с тех пор,
но все еще горит костер
и ночь черна,
хоть выбей глаз,
и не кончается рассказ:
«Стояла ночь…»
Детский бытовой и игровой фольклор: это песенки, заклички, обрядовые песни, дразнилки и страшилки.
Для детей до четырёх лет — это лишь звуковые игрушки, и лишь после четырёх — дети начинают дразнилками дразниться, а считалками считаться.
Но при этом стихи не утрачивают свойств «звуковой игрушки».
Нужно рассказывать ребёнку, как водят хоровод.
Зрителей в хоровод зазывали песнями:
Кот, сударь, поди к нам,
Котофеич, приступись.
Узнайте у ребёнка, умеет ли он знакомится с людьми.
К ребёнка дошкольного и раннего школьного возраста полноценное восприятие искусства сходно с ролевой игрой, происходящей в воображении или в реальных действиях.
Рассказы и сказки он воспринимает как сюжеты ролевой игры: ребёнок сопереживает герою и мысленно действует в его роли (волшебная сила искусства).
Малыш вначале улавливает ритм, интонацию, а затем уже начинает интересоваться образами персонажей и их поступками.
Объемные произведения ребёнок воспринимает фрагментарно.
В произведениях для дошкольного возраста уже появляются различия в описании мальчиков и девочек, но касаются они внешних атрибутов: во что одевается, какое имя носит…
Зато добавление мужского голоса обогащает литературу для этого возраста озорством и хулиганством.
Общим для каждого из семи лет ребёнка остаётся то, что ребёнок и в год, и в шесть лет воспринимает художественное произведение в основном чувствами, а не через рассуждение и понимание. Это непосредственное игровое восприятие искусства выглядит наивным по сравнению с восприятием зрелого читателя.
Но как раз такое переживание полноценно для ребёнка: игра ведёт за собой развитие ребёнка.
Благодаря этому стихи и сказки могут полноценно воздействовать на становление личности растущего человека.
Эти переживания участвуют в формировании характера и нравственных ориентиров ребёнка, развивают его воображение и творческие способности, готовность к сопереживанию и содействию, волю, самоконтроль, самосознание — всё то, что нужно для перехода на новый уровень восприятия искусства.
Наивный дошкольник воспринимает искусство по-своему талантливо — ярко, сильно и целостно. «А время для головы ещё придёт» (В.Г. Белинский)
Зрелое читательское восприятие взрослого включает в себя не только непосредственные переживания, но и оценочное отношение к мастерству и позиции автора. Без этого взрослое восприятие искусства инфантильно и поверхностно.
Такое инфантильное восприятие не отличается шедевров от беллетристики, лишает искусство полноценно воздействовать на взрослого читателя и в конце концов освобождает человека от потребности читать.
Что это значит?
Это значит, что в какой-то момент читательского развития должно присоединиться еще и обдумывающее восприятие.
Когда?
Для начала нужно разобраться с другой проблемой. Ребёнок хочет слушать, но не хочет читать сам. Как же заставить его любить читать книги… (из книги В. Левина)